О важных изменениях в законодательстве и жизни казахстанцев, произошедших на этой неделе, рассказывает Zakon.kz.
Республиканский бюджет на 2020-2022 годы
Мажилис на пленарном заседании одобрил законопроект о республиканском бюджете на 2020-2022 годы. Так, на развитие социальной сферы направлено 46% от общего объема всех расходов республиканского бюджета, или 18,2 трлн тенге.
Во время работы над проектом бюджета в Мажилисе внесены поправки, направленные на повышение заработной платы педагогов на 25% с 1 сентября 2020 года и увеличение в два раза в течение последующих четырех лет. Внесены и поправки, предусматривающие на повышение, начиная с 1 января 2020 года, заработной платы работников культуры и искусства от 35% до 50%.
В целом реальный рост ВВП прогнозируется на уровне 4,1% в 2020 году с дальнейшим ростом до 4,7% в 2024 году. Среднегодовой темп роста ВВП на предстоящий среднесрочный период составит 4,4%.
Национальным банком сохранен целевой коридор годовой инфляции в пределах 4,0-6,0% в 2020 году, с последующим снижением до 3,0-5,0% в
2022-2024 годах.
Прогноз доходов (без учета поступления трансфертов) республиканского бюджета на 2020 год определен в сумме 7 957 089 928 тыс. тенге. При этом доходы республиканского бюджета на 2020 год против оценки 2019 года увеличатся на 1 380 019 940 тыс. тенге. Общий объем расходов республиканского бюджета планируется в 2020 году в сумме 12 742 531 383 тыс. тенге, в 2021 году – 13 168 661 123 тыс. тенге, в 2022 году – 13 573 851 428 тыс. тенге.
Вместе с тем депутаты рекомендовали правительству усилить контроль по соблюдению классификации адресной социальной помощи, пересмотреть механизм его выделения, обеспечить в срок нормативно-правовое урегулирование порядка и реализации проекта "Жас маман", провести ревизию состояния государственных медицинских учреждений и имеющегося медицинского оборудования.
Запрет на вывоз бензина
Министр энергетики РК, министр внутренних дел РК, первый заместитель премьер-министра РК - министр финансов РК и председатель Комитета национальной безопасности РК подписали совместный приказ "О некоторых вопросах вывоза нефтепродуктов с территории Республики Казахстан".
Согласно документу, введен запрет сроком на шесть месяцев на вывоз с территории Казахстана автомобильным транспортным средством нефтепродуктов, за исключением случаев вывоза в бензобаках, предусмотренных заводом изготовителем автомобильных транспортных средств и установленных в соответствии с техническими условиями, а также в отдельных емкостях объемом не более 20 литров.
Совместный приказ вводится в действие по истечении 10 календарных дней после дня его первого официального опубликования (22 октября).
Программа жилищного строительства "Нұрлы жер". Изменения
Правительство Казахстана утвердило постановление от 19 октября 2019 года о внесении изменений и дополнений в государственную программу жилищного строительства "Нұрлы жер".
Первая поправка гласит, что финансовые затраты на реализацию программы предусматриваются за счет республиканского бюджета, а также частных инвестиций, в том числе субъектов квазигосударственного сектора.
Так, объемы финансирования программы составляют:
Из республиканского бюджета - 304,2 млрд тенге на 2019 год, 294,2 млрд тенге - на 2020 г., 297,1 млрд – на 2021 год, всего на 5 лет - предусмотрено 1171,7 млрд тенге.
Внебюджетные средства составляют - 129,4 млрд тенге в 2019 г., 101,2 млрд - в 2020 году, 109,6 – в 2021 году, всего на 5 лет – 504,2 млрд тенге. В общей сложности на строительство предусмотрено 1675,9 млрд тенге на 5 лет.
Объем ввода арендного жилья без права выкупа составляет - 507,3 тыс. кв. метров в 2019 году, 637,5 тыс. кв. метров – в 2020 году и столько же в 2021 году.
Раздел 5 "Основные направления, пути достижения цели и задачи программы, соответствующие меры» дополнен частями следующего содержания:
- В 2019 году допускается местными исполнительными органами (МИО) городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента приобретение жилья на первичном и вторичном рынках для обеспечения работающей молодежи арендным жильем без права выкупа в рамках предусмотренных средств.
Размер выделяемых средств из республиканского бюджета на единицу приобретения или строительства арендного жилья без выкупа не превышает для городов Нур-Султана и Шымкента 7,2 млн тенге, для города Алматы в 2019 году 13,2 млн тенге и по 7,2 млн тенге на 2020-2021 годы.
При превышении стоимости жилья, установленного предела, затраты покрываются за счет средств местного бюджета.
В 2019 году допускается МИО городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента передать часть квартир в аренду без права выкупа для работающей молодежи в объектах кредитного жилья, построенных за счет выпущенных облигационных займов.
При этом в последующем стоимость кредитного жилья возмещается за счет передачи квартир в аренду в объектах арендного жилья без права выкупа или средств местного бюджета.
Ежегодно арендным жильем без права выкупа будет обеспечиваться 6 тыс. малообеспеченных многодетных семей в городах Нур-Султане, Алматы и Шымкенте 3 тыс. работающей молодежи.
При этом общая площадь жилья не должна превышать 80 кв. метров с допустимым отклонением не более 5 %. Допускается строительство жилья с площадями, превышающими допустимое отклонение, при возмещении затрат на их строительство за счет средств местного бюджета или застройщика. При реализации жилья стоимость возмещается по общей площади участником программы.
Полномочия Госсекретаря РК
Президент Казахстана Касым-Жомарт подписал указ от 12 октября "О внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Казахстан".
В частности, документ уточняет статус и полномочия Государственного секретаря Республики Казахстан.
Так, подпункт 3-1 изложен в следующей редакции: координирует работу государственных аналитических структур в сфере общественного развития, а также Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан и Ассамблеи народа Казахстана.
Также говорится, что Госсекретарь дает поручения центральным и местным исполнительным органам по вопросам, относящимся к его компетенции.
18 сентября 2019 года указом главы государства Государственным секретарем РК назначен Крымбек Кушербаев.
Переход на 12-летнее образование
Ориентировочно переход на 12-летнее образование запланирован на 2021 год, сообщил на правительственном часе в мажилисе министр образования и науки Асхат Аймагамбетов.
Депутат Сергей Симонов напомнил, что поэтапное внедрение 12-летнего образования предусмотрен в 76 шаге Плана нации, однако в июле 2018 года в график были внесены изменения с продлением сроков до 2020 года.
- В итоге госпрограмма сохраняет 11-летнее образование, в то время как в Плане нации предусмотрен поэтапный переход. Сегодня и дети, и родители запутались, что же внедряется в наших школах и чему обучают. В этой связи разъясните, какая система образования у нас в стране? 11-летняя или 12-летняя, - спросил депутат, обращаясь к министру.
По словам министра образования и науки Асхата Аймагамбетова, на сегодня в Казахстане 11-летнее образование де-факто и де-юре.
- Вы знаете, обновленные программы утверждались в 2015 году, когда они были утверждены, были утверждены программы именно 11-летней школы с 1 по 11 классы. Соответственно, сейчас внедряются обновленные программы. Сейчас важно полностью перейти на эти классы. Если мы сейчас будем вдруг, скажем так, вводить 12 класс, без предварительной подготовки, а 12 класс подразумевает большую нагрузку на инфраструктуру школ, на подготовку педагогов, выпуск новых учебников и так далее, то, конечно, мы столкнемся с большими проблемами, - объяснил министр.
Он добавил, что переход на 12-летку должны начать после того, как полностью с 1 по 11 классы перейдут на новые программы и на новую систему оценивания.
- Здесь тоже несколько вариантов перехода. Вы помните, когда-то на 11-летку переходили, скажем так, прыгали. Потом переходили на обновленку сразу несколько классов.
Другой выход, когда переход действительно плавный, когда дети идут в 1 класс и уже знают, что они будут обучаться 12 лет. Ориентир 2021 год мы планируем и сейчас закладываем в проекте госпрограммы, - заключил Аймагамбетов.
Курение в кафе и аэропортах – не запрещено
Из проекта Кодекса РК "О здоровье народа и системе здравоохранения" исключен предлагаемый полный запрет на потребление табачных изделий в местах общественного питания и аэропортах.
Министерством здравоохранения РК в 2018 году был разработан "Анализ регуляторного воздействия регуляторных инструментов по проекту Кодекса РК "О здоровье народа и системе здравоохранения" в части полного запрета на потребление табачных изделий в местах общественного питания и аэропортах". В октябре 2018 года он был внесен на согласование в Министерство национальной экономики РК, в уполномоченный орган по вопросам предпринимательства.
В этом году проект неоднократно обсуждали на совещаниях и общественных слушаниях. Сейчас он дорабатывается с учетом замечаний Министерства национальной экономики РК.
Как сообщили в Минздраве, учитывая позицию МНЭ РК, НПП "Атамекен" и необходимость наличия положительного заключения Межведомственной комиссии по вопросам предпринимательства, данная инициатива исключена из проекта Кодекса РК "О здоровье народа и системе здравоохранения".
В настоящее время проект Кодекса РК "О здоровье народа и системе здравоохранения" включает предложение по запрету потребления табачных изделий, табака для кальяна, кальянной смеси, в том числе с использованием систем для потребления табака, электронных систем курения и кальяна запрещается в следующих местах:
- организациях образования, а также в организациях для отдыха несовершеннолетних;
- организациях здравоохранения;
- пунктах общественного питания;
- объектах культуры, музеях, библиотеках и лекториях, кинотеатрах, театрах, цирках, концертных, смотровых и выставочных залах, организациях спорта и физкультурно-оздоровительных организациях, на спортивных аренах и других сооружениях, предназначенных для массового отдыха;
- ночных клубах, на дискотеках;
- поездах местного и дальнего сообщения, на судах воздушного, морского и речного транспорта, а также в салонах городского, пригородного и междугороднего автомобильного общественного транспорта – транспорте общего пользования, осуществляющем регулярные и нерегулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа, такси;
- зданиях аэропортов, железнодорожных, автомобильных и водных вокзалов;
- государственных органах и организациях;
- помещениях, являющихся рабочими местами и рабочими зонами;
- подъездах домов.
- автозаправочных станциях.
Нормы, предусмотренные в подпунктах 3, 5 и 7, не применяются в тех случаях, если для потребления табачных изделий табака для кальяна, кальянной смеси, в том числе с использованием систем для потребления табака, электронных систем курения и кальяна, выделены специальные оборудованные места.
В Минздраве отметили, что в Казахстане нарушается приоритетное право на защиту здоровья и право населения на свободный от табачного дыма воздух, в том числе в местах общественного питания (запах дыма, курение сигарет, кальяна, других девайсов) и в аэропортах, несмотря на обязательства перед Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе с табаком (РКБТ ВОЗ), которую Казахстан ратифицировал в 2006 году. Конвенция ВОЗ требует полного исключения курения и табачного дыма в конкретном пространстве или среде, с тем, чтобы создать 100% бездымную среду.
Наказание за посещение митингов с детьми
На пленарном заседании Мажилиса Парламента РК депутаты согласились с внесенными поправками Сената, предусматривающими наказание за вовлечение несовершеннолетнего в митинги, в законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам госслужбы и противодействию коррупции".
В частности, предлагается следующая норма:
- статью 128 изложить в следующей редакции: Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения. 1. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения, за исключением деяний, предусмотренных частью второй настоящей статьи, влечет штраф в размере 50 МРП. 2. Вовлечение несовершеннолетнего в собрания, митинги, шествия, демонстрации и иные формы выражения общественных, групповых или личных интересов и протеста, проводимые в нарушение законодательства РК, а равно использование несовершеннолетнего в указанных формах выражения общественных, групповых или личных интересов и протестов влекут штраф в размере 100 МРП либо административный арест на срок до десяти суток".
Как отметили сенаторы, "имеются факты, когда граждане выходят на несанкционированные митинги вместе с несовершеннолетними детьми, тем самым нарушая устойчивое физическое и психическое развитие здоровья несовершеннолетних. В связи с этим предлагается предусмотреть административную ответственность за вовлечение и использование несовершеннолетних в несанкционированных митингах".
Депутаты Мажилиса согласились с внесенными Сенатом поправками. Документ направлен на подпись Президенту РК.
Отмена адресной справки. Ответы на вопросы
Как уже сообщалось, с 1 ноября в Казахстане будет упразднена адресная справка. У некоторых казахстанцев в связи с этим возникли вопросы, на которые ответил управляющий директор "Правительства для граждан" Мурат Жуманбай.
- Как теперь предоставлять адресную справку при устройстве на работу? Как сдавать документы на визу? Как доказывать свою прописку в школе? - Именно для того, чтобы исключить такого рода трудности для граждан, был предусмотрен так называемый "переходной период". За это время все госорганы каждый по своей линии должны урегулировать возможные нюансы, - написал Жуманбай.
Далее он пояснил:
- отменяется адресная справка, но требование по регистрации по месту жительства остается;
- проверить место своей прописки казахстанцы смогут в личном кабинете на портале электронного правительства egov.kz;
- госорганы и госорганизации могут получить необходимые сведения в автоматическим режиме из базы данных МВД;
- другие организации, в том числе частные компании, не имеющие доступа к базе данных МВД, смогут воспользоваться новым сервисом по получению сведений о месте регистрации гражданина.
Заинтересованная сторона направит электронный запрос на получение необходимой информации, гражданину остается дать смс-согласие на одноразовое получения сведений на него. Сейчас данный сервис разрабатывают МВД совместно с АО НИТ.
- Отмена адресной справки - это не лишение права. Это устранение обязанности предоставлять документ, который до этого нужно еще получить. Большинство делали это через ЦОНы. Другими словами, убираем обязанность - жизнь становится легче, - резюмировал Жуманбай.
Подготовила Лариса Черненко