Потенциальные адепты идут в первую очередь за красноречивыми вербовщиками

Кто обладает харизмой, ораторским искусством, тот и притягивает к себе молодежь.

В Алматы идет большая просветительская работа по профилактике религиозного экстремизма и терроризма и радикальной идеологии. Десятки лекторов – членов Информационно-разъяснительной группы акимата города проводят встречи, беседы, семинары в трудовых коллективах, учреждениях образования, здравоохранения, вузах, воинских частях, на рынках и так далее, передает Zakon.kz.

В этом плане определенный интерес представляют рынки и базары, где сосредоточено достаточно большое количество практикующих мусульман. Конечно, никто им не запрещает верить, в Казахстане на законодательном уровне прописана свобода вероисповедания, на территории страны действуют 18 конфессий, более трех тысяч религиозных объединений, их представители есть в Алматы и в других городах и регионах. Но речь идет о том, чтобы люди не попадали в деструктивные псевдорелигиозные течения и секты и не стали их жертвами. Поэтому повышению религиозной грамотности среди населения уделяется особое внимание. Этому способствует и принятие Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму на 2018-2022 годы.

Среди верующих на рынках и базарах много молодежи, они приехали из разных городов и районов. Кто-то учится и совмещает учебу с работой, кто-то целенаправленно занимается малым бизнесом. Многие живут на квартирах, снимают комнату на несколько человек. И среди них есть представители не только традиционного в Казахстане ислама, но и приверженцы деструктивных религиозных течений, которые могут оказывать негативное влияние на тех мусульман, которые стоят на праведном пути, либо на тех, кто только-только пришел в религию или намеревается прийти.

- Многие родители думают, что если их сын или дочь нашли себе работу там, где много верующих, где не пьют, не курят, значит, они в надежном месте, что они никогда не ступят на плохой путь, будут подальше от всего плохого, - говорит сотрудница Центра реабилитации и консультации Нагима. – Но это не совсем так, в таких местах есть разные религиозные взгляды, один может быть представителем какой-нибудь запрещенной в Казахстане организации, например «Джамаат Таблиг», или «Хизб ут-Тахрир», другой - суфистом, третий - псевдосалафитом и так далее. И неискушенная, неопытная молодежь может последовать за ними.

- Нагима, а кто, по вашим практическим наблюдениям, быстро попадает под влияние вербовщиков и сторонников экстремистской идеологии?

- В первую очередь те, кто только пришел к вере и не очень разбирается в деструктивных религиозных течениях, сектах, идеологии. Такие пойдут за тем, кто лучше всех говорит о своей религии, о своем течении, кто очень красноречив, убедителен. То есть у кого проповедь более содержательна, кто обладает харизмой, ораторским искусством, тот и притягивает к себе потенциальных адептов. Когда к нам в центр приходят молодые люди, мы у них спрашиваем, что вам больше всего нравится – когда вы читаете или слушаете, когда говорят эмоционально или спокойно? Одни говорят, мне нравится, когда я сам читаю. Другие говорят, мне нравится слушать. Третьи говорят, я не люблю читать, или, я не люблю, когда спокойно говорят. Как видите, сама аудитория уже делится, но многие любят хороших ораторов, красноречие.

В практике сотрудницы центра реабилитации и консультации был случай, когда одна молодая бойкая девушка со светским образом жизни устроилась продавцом в хороший бутик на рынке. Ее сразу взяли, потому что у нее был наработан хороший опыт, были свои постоянные клиенты, которые потом стали приходить к ней в этот бутик. Она была далека от религии, никогда не покрывалась, не читала намаз, и ее муж тоже. Но через 2-3 года ее уже видели покрытой, в черной одежде. Оказывается, она развелась с мужем и вышла замуж за приверженца деструктивного течения, который работал на этом же рынке рядом с ее бутиком и научил ее читать намаз. Потом он убедил ее покрыться и развестись с мужем, так как, по его словам, у верующей мусульманки муж не должен быть светским человеком, он тоже должен быть верующим.

Аналогичные истории не редкость, поэтому молодежь должна быть бдительной, религиозно грамотной и не вестись на сомнительные проповеди, каким бы ораторским искусством вербовщик не обладал, а учились понимать, различать, сопоставлять, анализировать. Для этого необходимо повышать уровень религиозной грамотности среди населения и активно проводить широкую просветительскую работу, считают в центре реабилитации и консультации.

Актау Актобе Алматы Казахстан Кызылорда Нур-Султан Семей
Следите за новостями zakon.kz в: