Заместитель руководителя управления городской мобильности города Алматы Ерлан Адилов и директор коммунального перевозчика ТОО "Алматыэлектротранс" Гани Тажиев на брифинге в акимате мегаполиса рассказали, когда в Алматы решат проблему переполненности в час-пик городского общественного транспорта, передает Zakon.kz.
Алматинцы каждый будний день на магистральных улицах Абая, Толе би, Тимирязева, Аль-Фараби наблюдают одинаковую картину. Утром в одну сторону, вечером – в обратную автобусы и троллейбусы едут переполненные, общественный транспорт уже приходит на остановку настолько заполненный пассажирами, что в него невозможно сесть другим.
В Управлении городской мобильности рассказали, что на городских маршрутах общественного транспорта ежедневно совершается порядка 1 млн 200 тысяч поездок в рабочие дни и 800-850 тысяч поездок в выходные.
Городские власти проводят транспортную реформу, и многое в работе общественного транспорта уже улучшилось. Налажена регулярность движения, закупаются новые автобусы.
- Лет 5 назад нам хватало для городских перевозок 1200 автобусов, сейчас в городе 1500 автобусов и их не хватает. Поэтапно мы приведем количество автобусов к тому, в котором нуждается город. Это показывает, что люди начали пользоваться общественным транспортом, и есть спрос. В наших планах довести количество автобусов пока до 2 тысяч, это в следующем году. Сейчас Алматы электротранс до конца года закупает 260 автобусов , частники закупают 190. То, что сейчас наблюдается в часы пик, мы это видим, знаем, что не хватает количества подвижного состава, чтобы люди ехали комфортнее, чем сейчас. Но в планах есть увеличение общественного транспорта до 2 тысяч единиц. – пояснил Ерлан Адилов.
На данный момент в Алматы регулярные городские автомобильные перевозки пассажиров осуществляют 14 автопарков, из них 13 частных и 1 коммунальный. Организовано 122 городских маршрутов ОТ, в том числе 114 автобусных, 8 троллейбусных. Плановый выход составляет 1600 автобусов и троллейбусов, регулярность выхода автобусов 90%, по троллейбусным маршрутам 100%.
В 2019 году частными автопарками уже закуплено 222 новых автобусов, также до конца года будет осуществлен закуп 450 автобусов (260 коммунальным автопарком и 190 частными).
До конца года Алматыэлектротранс планирует получить все 200 автобусов и 60 гармошек. А автобусы, которые высвободятся, пойдут на усиление других маршрутов.
Исходя из обращений алматинцев уже полностью обновили 92 и 32 маршруты, выпустили новые автобусы на газе, на очереди 118, 63, 120, 38 и еще несколько маршрутов, где сейчас ходят старые автобусы на газе 2010 года выпуска Youtong. В целом, за последнее время парк общественного транспорта Алматы обновили на 82% (1335 автобусов).
- Проводимая в городе транспортная реформа – дело не одного дня, ежегодно мы улучшаем. По 38 маршруту мы на 95% регулярность наладили, до конца декабря мы полностью обновим весь подвижной состав 18-метровыми автобусами, и он будет не так забит, как сейчас, - прокомментировал Гани Тажиев.
Помочь разгрузить те же автобусы, движущиеся прямо по Толе би, вполне способен легкорельсовый трамвай LRT. 18-метровые современные трамваи не стоят в пробках, так рельсы отделены от проезжей части и при подъезде к перекрестку для них загорается зеленый свет. Но пока появление LRT в Алматы- вопрос не самого ближайшего будущего.
- Как вы знаете, первый этап проекта по строительству LRT пройден, у нас определились 4 консорциума, которые уже готовятся ко второму этапу конкурса. Мы еще второй этап конкурса не объявили, потому что мы сейчас разрабатываем конкурсную документацию, а также проводим тщательный анализ финансово-правовой модели, конкурсную документацию передали в АО «ГЧП Астана» для того, чтобы они сделали в целом экспертизу, дали свои замечания и рекомендации, чтобы мы учли в своей конкурсной документации. В ближайшее время мы завершим конкурсную документацию и передадим на экспертизу. После того, как пройдет экспертиза, мы объявим второй этап конкурса для наших консорциумов, - сказал Гани Тажиев.
Еще одним сложным вопросом для алматинцев является работа общественного транспорта в вечернее время. После 21 часов вечера половина автобусов и троллейбусов, несмотря на то, что есть на линии, уже не берут пассажиров на остановках. Хотя раньше вечерами автобусы и троллейбусы по пути в парк «подбрасывали» людей.
- Данный вопрос задавался жителями нашего города. Ранее действительно, от конечной до парка «по пути» везли пассажиров. Почему сейчас мы это отменили? Потому что участились случаи, когда люди садятся в троллейбус, думают, что до конца маршрута доедут, не слушают объявление водителя о том, что троллейбус едет в парк. А когда их высаживают возле парка, пассажиры жалуются, что их не довезли. И мы решили, что если едет в парк, то пустой. То есть, данный вопрос мы приостановили, - сказал Гани Тажиев.
В профильном управлении заверили, что общественный транспорт готов к холодам и проблем с его работой в минусовую температуру проблем не возникнет.
- Сейчас мы плотно работаем со всеми автобусными парками, ежедневно ездим, проверяем готовность их к зиме. В прошлом году, да, с первыми серьезными морозами были небольшие проблемы, надеемся, в этом году мы все предусмотрели и к зиме подготовились. по данным перевозчиков и того, что мы видели сами в ходе объезда, сейчас наши перевозчики на 90% к зиме готовы, заключили договора на зимнее дизтопливо, обновляют шины, антифриз, - заверил Ерлан Адилов.