То, что наличие диплома может обеспечить путевку в жизнь – это мнение осталось во вчерашнем дне. Сегодня работодатели смотрят не только на документ, но и на реальные знания, практические навыки и умения, внешний вид и поведение будущего работника. Поэтому и университет стоит выбирать именно по этим критериям. Алматинский филиал Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов – это один из немногих вузов Казахстана, где учиться действительно непросто, но взамен приложенным усилиям студент получает отличные знания, хорошую дисциплину и понимание культурного поведения. Директор АФ СПбГУП Татьяна Баталова рассказала Zakon.kz о внутренней жизни и устройстве вуза.
В этом году Алматинский филиал Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов отметил свое 35-летие. Начало вуз берет в 1984 году, тогда речь об университете еще не шла, в Алматы был лишь консультационный пункт Высшей профсоюзной школы. А то название, которое у вуза имеется сейчас, было дано в 1993 году. За это время АФ СПбГУП выпустил более 8 000 высококвалифицированных специалистов.
Абитуриентам АФ СПбГУП предстоит сдать вступительные экзамены, а чтобы к ним подготовиться, можно обратиться в университет. Начиная с октября, здесь проводится подготовка. При поступлении не учитываются результаты ЕНТ и КТ.
Обучение проходит по российской системе. А формы обучения: очная, очно-заочная и заочная. В зависимости от специальности студент несколько лет учится в Казахстане, и несколько – в России. Защита дипломной работы происходит в Санкт-Петербурге, и там же выпускник получает диплом государственного образца Российской Федерации.
Диплом двойного образца не предусматривается. Сегодня у нас есть большое количество соглашений между Казахстаном и Россией, поэтому проблем, связанных с российским дипломом, нет. Ранее Казахстан требовал подтверждение диплома о педагогическом, юридическом, медицинском и фармацевтическом образовании. Оно осуществлялось в общеустановленном порядке через получение государственных услуг. Однако в июле 2016 года исполнительный орган ЕАЭС - Евразийская экономическая комиссия признала позицию Казахстана противоречащей Договору о ЕАЭС. Казахстан обязался признавать дипломы об образовании всех стран евразийской пятерки в полном объёме, без изъятий и ограничений.
Поэтому наши выпускники работают в правоохранительных органах, в сфере бизнеса, туризма, организации праздников. Много наших ребят возглавляют творческие, профессиональные, детские коллективы и т.д. Мы сохраняем требования советской высшей школы. Кто-то может сказать, что мы консерваторы. Да, это так, но в хорошем смысле этого слова. Россия совсем недавно перешла на двухступенчатую систему бакалавриата и магистратуры, но сохранила при этом элементы советской системы обучения.
Болонская система образования вошла лишь структурно: по гуманитарным направлениям подготовки – бакалавриат и магистратура, осталась аспирантура (в Казахстане это докторантура PhD) и классическая докторантура. По отдельным специальностям остался специалитет, как в советское время. Мы понимаем, что любая система имеет свои недостатки и достоинства, в том числе и система Болонского процесса, но ни в коем случае нельзя снимать со счетов и ранее существовавшую систему подготовки кадров высокой квалификации, которая в Великобритании сегодня признана лучшей. Университет и его филиал стараются взять лучшее из этих двух систем образования.
Но это все формальности. Любого студента посещать стены вуза заинтересовывает именно общественная жизнь. В СПбГУП будущих специалистов обучают не только конкретным профессиям, но и прививают определенный уровень культурных знаний. Для повышения общекультурных навыков им предлагают посещать тренинги ораторского искусства, которые делятся на деловые выступления и театрализованные. К слову, театральному мастерству в филиале обучают актеры алматинских театров.
Мы базируемся на культуроцентристской парадигме знаний, автор которой ректор СПбГУП, академик Александр Сергеевич Запесоцкий. В основе этой теории лежит принцип "культура во всем": в учебе, в поведении, в речи, в одежде, в питании, в досуге и т.д. Наши студенты чувствуют это, потому что мы проводим такие мероприятия, которые повышают культурный уровень человека. Школы готовят ребят умению отвечать на вопросы тестов, а логическое мышление, письменная и разговорная речь оставляют желать лучшего. Поэтому для первокурсников в самом начале студенческой жизни проводятся адаптационные тренинги целеполагания и командообразования, в процессе которых выявляются групповые лидеры и креативные личности.
Наши студенты сами планируют мероприятия, готовят праздники, придумывают концертные и театрализованные номера, все делая практически сами. Мы приходим на помощь лишь тогда, когда ребятам действительно нужна поддержка и совет старших, и такая система взаимодействия дает положительные результаты. Два раза в год у нас проводится анонимное анкетирование, в котором студент может оценить все стороны студенческой жизни: от качества учебных занятий до работы сотрудников любой службы; целесообразность внутренних правил филиала, другими словами, написать все, что думает о филиале. Результаты нас радуют и помогают вносить коррективы в организацию процесса обучения и воспитания. Как-то в подобной анкете студент написал: "Караул! Сессию "развести" нельзя! Ухожу в другой вуз". Конечно, сейчас это смешно, но о чем это говорит? Это говорит о том, что у нас учиться не просто, но кто хочет, тот учится и получает хорошие знания. А тот, кто не хочет учиться, имеет определенные проблемы, у того рождается негатив, и этот студент уходит из нашего вуза. Многие из ребят усиленно борются с ленью, поскольку система обучения построена таким образом, что у студента просто-напросто не получится лениться. Оценивание теоретических знаний и практических навыков происходит каждую неделю, если в итоге студент не набирает необходимое количество баллов, он не допускается к сдаче сессии. Другими словами, у нас студенту нужно учиться каждую неделю весь семестр, а не время от времени.
Сложность в учебе заключается еще и в том, что, например, студент-юрист изучает законодательство, нормы, правила не только казахстанские, но и российские, познавая их в сравнении. При этом имея знания кодексов двух стран, варианты трудоустройства увеличиваются в разы, но это совсем не означает, что наши выпускники, получив статус молодых специалистов, уезжают работать в Российскую Федерацию. Напротив, более 80% наших выпускников возвращаются из Санкт-Петербурга и трудятся на благо Республики Казахстан.
Говоря о востребованности какой-либо специальности, можно сказать, что хорошие специалисты востребованы всегда, а у нас хорошая образовательная платформа и разнообразные базы практик, поэтому наши выпускники трудоустроены всегда.
Сегодня перед Алматинским филиалом стоит основная задача – давать качественные знания и полноценное воспитание все большему количеству студентов, снабжая казахстанский рынок труда высококвалифицированными специалистами. И я уверена, что у Алматинского филиала Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов это будет получаться также хорошо, как получалось на протяжении уже пройденных 35 лет…
Татьяна Баталова