Глава государства Касым-Жомарт Токаев подписал закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы и противодействия коррупции", передает zakon.kz со ссылкой на Акорду.
Поправки направлены на повышение персональной дисциплины, ответственности первых руководителей при совершении коррупционных преступлений их подчиненными. Предусматривается введение отставки руководителей госорганов – политических госслужащих за совершение коррупционных правонарушений их непосредственными подчиненными.
Читайте также: Начальник ответит за подчиненного. Проект закона отправили на подпись Президенту
Также закон решает отдельные проблемные вопросы и коллизии выявленные в ходе правоприменительной практики.
Во-первых, предусматривается возможность внеконкурсного назначения на госслужбу выпускников ведущих зарубежных вузов, а также лиц, имеющих опыт работы в международных, транснациональных и зарубежных компаниях, руководителей в субъектах квазигосударственного сектора.
Список ведущих зарубежных вузов будет определяться Республиканской комиссией по подготовке кадров за рубежом, перечень зарубежных компаний – Национальной комиссией по кадровой политике.
На этих лиц, будут распространяться все требования предусмотренные законодательством о госслужбе и противодействию коррупции.
Во-вторых, предусматривается возможность повышения квалификации государственных служащих в иных организациях образования по профилю деятельности государственного органа.
Ранее повышение квалификации и переподготовка госслужащих осуществлялась только в Академии государственной службы.
Теперь, по узкоспециализированным направлениям госорганы могут обучать своих служащих в отраслевых организациях образования. К примеру это могут быть сферы геологии, недропользования, сельского хозяйства, финансов и другие.
В третьих, закрепляется возможность создания единых служб управления персоналом, дисциплинарных и конкурсных комиссий для центрального государственного органа.
Ранее такие комиссии предусматривались для районного и областного уровней.
В рамках оптимизации госаппарата и централизации отдельных функций министерства теперь могут создавать единые службы управления персоналом для ведомств и территориальных подразделений.
В-четвертых, предусматривается замена служебных удостоверений административных государственных служащих на идентификационные карты.
Они будут на видном месте как бэйджи. Это позволит повысить клиентоориентированность государственных служащих.
Граждане при посещении госоргана будут видеть должность и фамилию госслужащего, что значительно упростит коммуникации
В-пятых, установливается обязанность госслужащих, обучающихся в рамках госзаказа по возмещению бюджетных средств, выделенных на их обучение, в случае незавершения обучения.
В настоящее время уже предусматривается отработка по завершению обучения. Однако, возмещение средств лицами не завершившими обучение осуществляется на основании отдельных договоров. Теперь это регламентировано на законодательном уровне.
В-шестых, предусмотрена отмена испытательного срока для лиц, повторно поступающих на государственную службу, за исключением лиц, ранее уволенных по результатам оценки их деятельности, испытательного срока, итогов аттестации либо по отрицательным мотивам.
Испытательный срок устанавливается для определения возможности кандидата исполнять должностные обязанности.
Однако практика показывает, что если кандидат ранее уже работал на госслужбе, то повторный испытательный срок нецелесообразен.
В-седьмых, государственные служащие центральных государственных органов наделяются правом на участие во внутренних конкурсах, проводимых их ведомствами и территориальными подразделениями.
В рамках усиления принципов меритократии ранее предусматривалась возможность служащим территориальных подразделений и комитетов участвовать в конкурсах вышестоящих органов, в частности, министерств. Однако и в нижестоящих госорганах могут проводиться конкурсы на руководящие должности.
Теперь работники министерств и комитетов могут в них участвовать, то есть во внутренних конкурсах на вышестоящие должности в территориальных подразделениях.
В-восьмых, в целях усиления этики госслужащих вводится ограничение на занятие должности в порядке перевода, а также по итогам внутреннего конкурса при наличии у госслужащего неснятого дисциплинарного взыскания за нарушение норм служебной этики.
В настоящее время аналогичное ограничение действует для лиц, совершивших правонарушение, дискредитирующее госслужбу.
При этом исключается возможность наложения дисциплинарного взыскания в виде понижения на временно вакантную должность.