Представившийся главой авиакомпании Bek Air Нурлан Жумасултанов объяснил отказ от прохождения международной сертификации IOSA от IATA, передает zakon.kz.
Он заявил, что не против сертификации международной, но сертификаты, по его словам, должны предъявляться от имени государства.
В 2016 году Комитет гражданской авиации ввел требование о наличии сертификата IOSA от IATA (аудит по производственной безопасности Международной ассоциации авиаперевозчиков). То есть, КГА потребовал от всех авиакомпаний Казахстана пройти проверки в IATA. Аудит этой авторитетной международной организации на безопасность полетов проходят практически все авиакомпании мира, однако Bek Air отказался проходить этот аудит и даже подал в суд на КГА, однако, вскоре, иск был отозван, а самолеты Bek Air продолжили летать без сертификатов безопасности ISA от IATA.
- Тогда была попытка внести требование неправительственной организации IATA в государственные документы. То есть, Казахстан как субъект международного права является членом межгосударственных организаций, к которым относятся Межгосударственный авиационный комитет, Международная организация гражданской авиации IKAO, а вот IATA- это международная ассоциация авиаперевозчиков, то есть, неправительственная организация. И если государство захотело взять их стандарты, я им сказал: "Ребята, никто не против, только вы от своего имени предъявляйте". Возьмите эти стандарты, пропишите в нашем законодательстве и все, мы будем это выполнять. Но почему нам хотят стандарты неправительственной организации сделать прямого действия в Казахстане? Так не бывает, - сказал Жумасултанов.
По его мнению, силу имеют международные договоры, то есть, в авиации это IKAO и МАК. Поэтому Bek Air проходил сертификацию только у авиационных властей Казахстана, которые подчиняются IKAO.
- IKAO контролирует государства, а уже государства контролируют перевозчиков (…) IOSA- это сертификат, который навязывает неправительственная организация IATA. Мы не хотим "ложиться" под IATA, а хотим "ложиться" под свое государство. Наличие сертификата эксплуатанта у Bek Air позволяет ему летать везде, - заключил Жумасултанов.
То есть, без международного сертификата самолет Bek Air действительно летал в других странах.
Пассажиры не раз замечали, что на самолетах Bek Air имеются наклейки зарубежных авиакомпаний. В частности, даже на разбившемся борту был замечен флаг Афганистана и логотип афганской авиакомпании Kam Air. Кроме того, в другое время на фюзеляже того же борта была замечена наклейка африканской авиакомпании Trans Air Congo.
В 2016 прежнее Министерство по инвестициям и развитию поясняло, чтоBek Air заключила контракты с иностранными компаниями по "мокрому лизингу", когда в пользование другой стороне отдаётся не только самолёт, но и экипаж, бортпроводники и инженерное обслуживание. Видимо, у казахстанской авиакомпании было достаточно свободных лайнеров и лётчиков, что они могли работать в других странах.
В 2016 и 2018 году самолеты Bek Air чудом избежали крушений, совершали аварийные посадки в столице РК и Таразе соответственно.
27 декабря 2019 года в 07:22 рейс Z92100 по направлению Алматы — Нур-Султан при взлете потерял высоту и пробил бетонное ограждение. Произошло столкновение с двухэтажным строением, На борту было 93 человека и 5 членов экипажа, из них погибли 12 человек.
В связи с авиакатастрофой 27 декабря 2019 года деятельность авиакомпании приостановлена, сертификат эксплуатанта временно отозван.
Альберт Ахметов