Специализированным межрайонным судом по делам несовершеннолетних Алматы 4 декабря 2019 года вынесен приговор в отношении 36-летнего Алматинца Андрея Бахтина, который с 2009 года уклонялся от уплаты алиментов по решению суда бывшей супруге Юлии Бахтиной на содержание двух несовершеннолетних детей, 2007 и 2009 г.р., передает zakon.kz.
Взыскать с мужчины было нечего, так как с 2006 года он не имел официального дохода и имущества. А также с целью уклонения от уплаты алиментов он постоянно менял место жительства, скрывался от судебных исполнителей. В результате, в 2017 году по определению суда Бахтин был объявлен в розыск.
По представлению частного судебного исполнителя Бахтина направили в Центр занятости Алматы для трудоустройства. Но по неуважительным причинам он не явился по вызову сотрудников Центра, и был снят с учета как лицо, нуждающееся в работе.
Уголовное дело по ст. 139 УК РК в отношении Бахтина было возбуждено в 2015 году по заявлению его бывшей супруги. И с тех пор 9 раз было прекращено по формальным основаниям.
Однако, совместными усилиями юриста потерпевшей стороны Полины Габдрахмановой и сотрудников отдела дознания УП Жетысуского раойна лейтенанта Д. Калиевой и майора Мухамедали Сейсенулы удалось доказать, что должник имел два неофициальных места работы, с которых получал доход, но алименты детям не платил, материально не помогал.
В результате, Ювенальным судом Алматы был вынесен приговор о признании Бахтина виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 139 УКРК и назначено наказание в виде 1 года ограничения свободы.
Юрист потерпевшей стороны Полина Габдрахманова сообщила, что считает приговор суда "очень мягким", учитывая степень вины Бахтина А.В., но перспективы обжалования приговора видит сомнительными, принимая во внимание имеющуюся судебную практику по такому роду дел в Казахстане, которая ограничивается наказанием, не связанным с лишением свободы должника.
Вместе с тем, в соседней России за аналогичное преступление должникам по алиментам грозит реальное наказание – исправительные либо принудительные работы на срок до одного года, либо арест на срок до трех месяцев, либо лишение свободы на срок до одного года. Уголовный кодекс КазССР от 22.07.1959 г. предусматривал ответственность в виде лишения свободы на срок до двух лет, или исправительные работы на срок до одного года не только за уклонение от уплаты алиментов, но и за уклонение от воспитания детей.
По сведениям Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной Прокуратуры РК, по статье 139 УКРК в 2015-2016 годах судами Алматы было осуждено с вынесением приговора 0 человек (по Республике 230 лиц), в 2017 году – 5 человек (по Республике 111 лиц), в 2018 году - 0 (по Республике 107 лиц), за 9 месяцев 2019 года осуждено 33 лица, однако по Алматы - 0.
Такая печальная статистика показывает, что добиться привлечения должника к уголовной ответственности по 139 УКРК крайне тяжело по всей Республике, а по Алматы – практически невозможно. Учитывая же, что по состоянию на 1 марта 2019 года в Казахстане на исполнении у судебных исполнителей находилось 196 149, из них по Алматы – 9 744 исполнительных производств о взыскании алиментов, непринятие срочных и реальных законодательных мер по вопросу улучшения прав детей может в скором времени обострить социальную напряженность и увеличить рост детей, оставшихся без попечения родителей.
Юрист Полина Габрахманова считает крайне важным как можно скорее начать законодательные работы по ужесточению в стране ответственности должников по алиментам, а именно:
1) исключить такую меру наказания как "ограничение свободы" из санкции статьи 139 УКРК, как недействующую и не несущую для должника реального наказания;
2) внести изменения в диспозицию статьи 139 УКРК указав, что уголовная ответственность за неуплату алиментов должна наступать при отсутствии "уважительной причины", а также на законодательном уровне закрепить, какие случаи могут считаться "уважительными причинами", по которым лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, а какие – "неуважительной причиной" (например, изменение места жительства должника без уведомления взыскателя и судебного исполнителя, неявка в центр занятости для трудоустройства и/или переобучения новой профессии и тп).
3) необходимо проработать вопрос привлечения должников по алиментам к административной ответственности по 669 КОАП РК. Так как, в отсутствие установленного и исчерпывающего перечня документов для подачи представления в органы юстиции о привлечении должника к административной ответственности, сотрудники юстиции требуют от ЧСИ документы, к которым согласно законодательству РК, они не имеют доступа, например, справки с псих и нароко диспансера о состоянии здоровья должника, которые относятся к врачебной тайне. Данные документы, при необходимости, должник должен предоставить в органы юстиции самостоятельно.
4) запретить должникам по алиментам изменение места жительства без письменного согласия взыскателя, при наличии суммы задолженности свыше, допустим, 3 месяцев подряд;
5) рассмотреть возможность обеспечения социальным пособием детей, чьи родители (родитель) признаны уклоняющимися от уплаты алиментов на основании приговора суда, с последующем взысканием средств, затраченных государством на содержание ребенка, с должника по алиментам в принудительном порядке.
Как известно, дети являются будущим любого государства, и, являясь самой социально уязвленной категорией населения из-за ограниченной дееспособности не могут самостоятельно защищать свои права. Также как и многие родители, воспитывающие ребенка самостоятельно, в силу незнания закона, а также бумажной волокиты и отсутствия содействия со стороны должностных лиц вынуждены собирать кучу документов, обивать пороги кабинетов, доказывая вину должника-родителя, в итоге, как мы видим, получают отказ по формальным основаниям. Такая практика в Казахстане должна искореняться наравне с коррупцией, так как тормозит развитие общества в целом.
Напомним, что Казахстан является участником ряда Международных конвенций по защите прав человека и ребенка, в частности, Конвенции ООН "О защите прав ребенка", в которой говорится, что "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения", а также закрепляется право ребенка "на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития". Так, статьей 27 Конвенции о защите прав ребенка установлено, что государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем". Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения восстановления содержания ребенка родителями или другими лицами, несущими финансовую ответственность за ребенка, как внутри государства-участника, так и из-за рубежа.