Утверждена Государственная программа развития регионов на 2020 - 2025 годы |
Аннотация к документу: Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 990 «Об утверждении Государственной программы развития регионов на 2020 - 2025 годы» |
Государственная программа разработана в реализацию Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года, Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны до 2030 года (далее - Прогнозная схема), Послания Главы государства народу Казахстана от 5 октября 2018 года «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни», поручений Елбасы, озвученных на XVIII очередном съезде партии «Нұр Отан», по вопросам реализации региональной политики. Прогнозная схема является инструментом реализации региональной политики и определяет долгосрочное видение развития страны в части расселения населения, размещения инфраструктуры, иных аспектов эффективного использования территорий. В Прогнозной схеме Казахстан рассматривается как открытая система, подверженная современным глобальным трендам (глобализация, цифровизация экономики, внешняя миграция). В Прогнозной схеме определены теоретические основы перспектив развития крупных и больших городов как драйверов роста несырьевого валового внутреннего продукта (далее - ВВП) страны. Программа развития регионов реализуется с 2014 года (постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 ноября 2018 года придан статус Государственной программы) и охватывает вопросы развития агломераций, моно- и малых городов, а также сел с высоким потенциалом развития. В 2019 году заканчивается первая пятилетка данной Программы и по итогам ее реализации были получены следующие результаты. Население 4-х крупных агломераций (с центрами в городах Нур-Султане, Алматы, Актобе и Шымкенте с близлежащими населенными пунктами) увеличилось на 1 млн. человек. Снижен износ сетей водоснабжения в моногородах на 10% и электросетей на 12%. За 5 лет 17 тыс. специалистам социальной сферы и агропромышленного комплекса выданы льготные бюджетные кредиты на покупку жилья по программе «С дипломом в село!». В рамках поддержки системы местного самоуправления были реализованы 8 тыс. проектов по благоустройству сел. Улучшена инфраструктура в селах для 700 тыс. сельчан. Всего на указанные мероприятия было выделено 252 млрд. тенге. Также проводились мероприятия по развитию водоснабжения и строительству жилья. С 2017 года мероприятия по строительству жилья были интегрированы в Государственную программу жилищного строительства «Нурлы жер» на 2015-2019 годы. С 2020 года вопросы водоснабжения, водоотведения и жилищно-коммунального хозяйства будут реализовываться в рамках Государственной программы жилищно-коммунального развития «Нұрлы жер» на 2020 - 2025 годы. За 5 лет реализации Государственной программы развития регионов на развитие инженерной инфраструктуры было выделено 1,4 трлн.тенге. Исследования Всемирного банка (далее - ВБ), Программы развития ООН (далее - ПРООН), Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) свидетельствуют, что в настоящее время долгосрочными драйверами экономического роста государств являются не отдельные отрасли или регионы (области) как таковые, а концентрация рабочей силы (талантливой молодежи и специалистов) в крупных городах с привлекательными условиями жизни. ПРООН в Национальном докладе о человеческом развитии в Республике Казахстан за 2018 год «Урбанизация как ускоритель инклюзивного и устойчивого развития в Казахстане» констатирует, что, по сути, очень немногим странам удалось достичь уровня дохода на душу населения в размере 10 тыс. долларов США при доле городского населения менее 60%. В этой связи там же отмечается, что хотя урбанизация сама по себе не гарантирует экономический рост, устойчивое экономическое развитие не происходит в отсутствие урбанизации. Анализ регионального развития экономически развитых стран свидетельствует, что рост городов является важным институциональным условием социально-экономического подъема и для Казахстана. Так, уровень урбанизации в топ-»тридцатке» стран по Индексу человеческого развития составляет 80% и более. В странах ОЭСР данный показатель достиг в среднем 77%. Фактически аналогичная ситуация наблюдается в странах с огромными территориями и малой плотностью населения на единицу площади, наподобие Казахстана, но с высоким уровнем ВВП на душу населения или динамично развивающихся. Так, в Австралии доля городского населения составляет около 90%, Канаде - 82%, Аргентине - 87%, Бразилии - 75%. Одновременно для всех перечисленных стран характерным является проживание основной части городского населения в крупнейших и известных во всем мире городах (Сидней, Мельбурн, Торонто, Монреаль, Буэнос-Айрес, Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро и другие). В этом плане еще в 2006 году была принята Стратегия территориального развития Республики Казахстан до 2015 года. Уникальность документа в том, что впервые в Казахстане в противовес существовавшей теории равномерного развития областей признано необходимым формирование центров экономического роста на страновом и региональном уровнях. Это подразумевало приоритетное развитие столицы, города республиканского значения - Алматы и областных центров. В данную Стратегию была заложена идея, что имеется прямая зависимость между ростом крупных и больших городов или урбанистическими процессами и инновационным развитием экономики, улучшением качества жизни. В целом за последние 10 лет численность городского населения увеличивается с опережением в сравнении с ростом сельского населения. Так, численность горожан с 2009 по 2019 годы (данные на начало года) увеличилась на 23,5%, сельского - на 5,2%, при росте всего населения страны на 15,1%. Уровень урбанизации в Казахстане составил на начало 2019 года 58,2% или увеличился за 2018 год на 0,8 процентных пункта (в 2017 году - 57,4%, в 2016 году - 57,2%, в 2015 году - 56,8% и в 2014 году - 56,6%). Однако, несмотря на намеченные Стратегией территориального развития Республики Казахстан до 2015 года и Прогнозной схемой территориально-пространственного развития страны до 2020 года меры по развитию крупных и больших городов, темпы урбанизации в Казахстане имеют неоднозначную картину. Так с 1990 по 2001 годы доля городского населения уменьшилась с 54,8% до 50,3% и на 1 января 2019 года достигла уровня 58,2%. Эти данные свидетельствуют, что за 28 лет фактический рост городского населения составил (по тем или иным причинам) всего около 3%, тогда как уровня урбанизации с 56% до 70% достигли: Южная Корея за 7 лет (1980-1987 годы), Саудовская Аравия - 8 лет (1974-1982), Малайзия - 12 лет (1996-2008). Кроме недостаточных темпов урбанизации, в Казахстане имеется ряд других проблем городского развития. Это: 1) «недоурбанизированность» страны, поскольку имеется много малых/средних городов (27 моно- и 41 малый город), а на долю 3-х крупных городов (Нур-Султан, Алматы, Шымкент) приходится только 21% всего населения. Это ниже, чем в большинстве стран ОЭСР - средняя: 38% (ОЭСР, семинар в г. Астане, 4-7 декабря 2018 года). 2) высокая стоимость жизни в крупных городах страны по сравнению с малыми городами и сельской местностью, а также почти полное отсутствие арендного жилья за пределами столицы (например, во Франции 40% жилищного фонда - арендное жилье). В городах Алматы и Нур-Султане стоимость жизни на 190% и 240% дороже, чем в среднем по стране. Как отметил представитель ВБ на семинаре, организованном ОЭСР 4-7 декабря 2018 года в городе Астане, расходы на жилье в столице и Алматы «более недоступны, чем в знаменитых эксклюзивных городах, таких как Сан-Франциско и Ванкувер». В этой связи в нынешних условиях сельские семьи не могут свободно переместиться в крупные города, где перспективы занятости лучше, а средние доходы выше. Высокая стоимость жизни в городах, наряду с отсутствием рынка арендного жилья, делает самые динамичные населенные пункты недоступными для большинства семей с низкими доходами, то есть сельских жителей и жителей отдаленных моно- и малых городов. 3) недостаточная внутренняя мобильность населения, которая значительно ниже, чем в США, Японии, Канаде, Китае и других экономически развитых государствах. Однако внутренняя миграция является решающим фактором будущего экономического роста страны, поскольку необходима концентрация специалистов в крупных городах, являющихся драйверами развития. 4) слабая интеграция сельского населения в городскую среду, связанная с формированием элементов «ложной урбанизации», то есть рост городского населения и расширение территорий без вовлечения новых горожан в культурно-экономическую среду. Так, в городах возникают очаги сельского образа жизни с маргинализацией жителей и увеличением доли самозанятых. 5) преобладание индивидуальной жилищной застройки, в основном, на периферии городов, формирует малонаселенные (некомпактные) жилые районы. Эти районы зачастую не в полной мере обеспечены коммунальной инфраструктурой, в первую очередь канализацией. 6) согласно рекомендациям ОЭСР (Обзор политики городского развития, разработанный и опубликованный в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 января 2015 года № 10 «О подписании Меморандума о взаимопонимании между Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества и развития о реализации проекта Страновой программы по сотрудничеству между Казахстаном и Организацией экономического сотрудничества и развития») необходимо приведение в соответствие отдельных положений генеральных планов городов со стратегическими и программными документами и бюджетным планированием в связи с тем, что у части городов недостаточно изложены концепции развития, которые комплексно предусматривали бы экономические, социальные, экологические меры, а также решали бы вопросы рационального землепользования (особенно на периферии городов) и финансирования модернизации инженерной инфраструктуры. В регионах сохраняются устаревшие подходы к городскому развитию, слабо применяются современные стандарты качества и принципы развития городской среды. В городах остаются специализированные территории - центр-окраины, спальные и промышленные районы, торговые районы и зоны отдыха, недоступные населению без использования транспорта. Жилищная застройка на периферии городов осуществляется с увеличением городских территорий в ущерб землям сельскохозяйственного назначения и зон рекреации. В целом недостаточный уровень урбанизации и, как отмечено выше недостаточная доля населения крупных городов («недоурбанизированность» страны) влекут существенные диспропорции в развитии регионов. Так, по предварительным итогам 2018 года, разрыв по валовому региональному продукту (далее - ВРП) на душу населения между регионами с наибольшим и наименьшим значениями данного показателя (Атырауская и Туркестанская области) составляет 15 раз. Это связано, с одной стороны, со значительным ростом ВРП на душу населения по Атырауской области (с 9,4 млн. тенге в 2017 году до 12,6 млн. тенге в 2018 году), обусловленным сложившейся конъюнктурой цен на сырьевых товарных рынках. Вместе с тем, имеется ряд областей (Алматинская, Жамбылская, Туркестанская), где ВРП на душу населения значительно ниже (в 3-4 раза) среднереспубликанского (3,3 млн.тенге). Эти три региона являются областями с наименьшим уровнем урбанизации (менее 40%), с большой долей сельского населения и, соответственно, проблемами занятости и низких доходов. Диспропорции в развитии регионов также выражены в неодинаковой обеспеченности инженерной и транспортной инфраструктурой. Так, удельный вес местных автомобильных дорог в неудовлетворительном состоянии отмечен в областях: Западно-Казахстанской - 72%, Актюбинской - 50,5%, Атырауской - 48,9%, Северо-Казахстанской - 42% и Кызылординской - 37%. Уровень обеспеченности регионов централизованным водоснабжением показывает, что в сельской местности наименее обеспечены Жамбылская (53,3%), Восточно-Казахстанская (51,1%), Западно-Казахстанская (44,8%), Костанайская (31,2%), Павлодарская (27,9%) области. Системами водоотведения СНП обеспечены в областях: Мангистауской - 3,8%, Северо-Казахстанской - 0,6%, Кызылординской - 0,4%. Согласно проведенному анализу обеспеченности водоотведением СНП в Жамбылской и Западно-Казахстанской областях эти системы отсутствуют. Кроме того, износ сетей электроснабжения в Западно-Казахстанской области доходит до 85%, износ оборудования теплоисточников в отдельных населенных пунктах (Аркалык и другие) также доходит до 85%. Недостаточный уровень урбанизации, сырьевой профиль экономики регионов, кроме городов Нур-Султана и Алматы, низкая производительность труда в сельском хозяйстве, недостаточный объем привлекаемых инвестиций, неразвитость отдельных секторов экономики (обрабатывающая промышленность, внутренний туризм и другие) также влекут устойчивую диспропорцию в доходах населения в разрезе областей. Данные диспропорции в уровне доходов населения по регионам решаются путем диверсификации экономики в рамках государственной программы индустриально-инновационного развития, развития предпринимательства в рамках государственных программ поддержки и развития предпринимательства, продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек». При этом ускоренная управляемая урбанизация страны напрямую будет влиять на снижение диспропорций между регионами по уровню доходов населения в связи с увеличением высокодоходных рабочих мест в городах. |