Сегодня в Алматы прошел круглый стол, за которым собрались ведущие казахстанские кинематографисты, актеры, режиссеры, продюсеры, сценаристы, кинокритики, руководители кинообъединений для обсуждения актуальных вопросов развития отечественной киноиндустрии, сообщает Zakon.kz.
Председатель правления НАО "ГЦПНК" (Государственный центр поддержки национального кино) Гульнара Сарсенова сделала подробную презентацию о его деятельности. Несмотря на то, что госцентр был создан сравнительно недавно – в марте 2019 года, сделано немало. Как отметила Сарсенова, перед госцентром стоит ряд стратегических задач.
Прежде всего, это финансирование производства и продвижения национальных фильмов, создание централизованной системы учета кинобилетов, привлечение инвестиций, тарификация, обучение, копродукция, рибейты, создание национальной кинокомиссии, дистрибуция фильмов, международное продвижение и многое другое.
- Искусство кино формирует важнейшие духовно-нравственные основы общества, от которых зависит наше общее будущее. Поэтому в первую очередь мы будем поддерживать фильмы, несущие духовный, патриотический заряд, раскрывающие нравственную красоту нашего народа, - говорит спикер. - Планы у нас радужные, хорошие. Принятый год назад закон о кинематографии в Казахстане дает очень много преференций, хотя он не совершенен и его надо будет менять, вносить изменения. Для чего вообще был создан госцентр? Я считаю, это большой шаг к демократическому экономическому развитию нашего кино, потому что раньше распределение средств шло через госструктуры. А "Казахфильм" был и остается у нас единственной киностудией, мы должны его обязательно сохранить и как бренд, и как большой помощник в нашем общем деле – развитии кино.
А госцентр имеет более расширенные функции и полномочия, он призван поддерживать не только государственное, но и частное, независимое кино.
"Мы хотим финансировать не только те проекты, которые по госзаказу спускаются нам свыше, но и те талантливые интересные кинопроекты, которые помогут людям жить, которые покажут достоинства и недостатки нашего народа, которые покажут на международном рынке, какая у нас прекрасная страна", - считает спикер.
Финансирование фильмов. В 2019 году были проведены два конкурсных отбора и один питчинг кинопроектов, претендующих на признание их национальными фильмами для оказания государственной финансовой поддержки по их производству. Сформированы прозрачная система отбора проектов и проведения презентации проектов в онлайн режиме и новый экспертный совет. Разработаны условия подачи проектов по семи категориям, после чего количество поданных заявок второго конкурса увеличилось вдвое. Всего в 2019 году профинансировано 17 кинопроектов на общую сумму 7 068 077 746 тенге с переходом на 2020 год.
Привлечение инвестиций. В этом вопросе был изучен международный опыт по деятельности кинокомиссий и субсидированию, сформирован процесс работы системы рибейтов; осуществлена работа над изменением законодательной базы, разработана документационная и нормативная база по субсидированию в сфере кинематографии для иностранных кинокомпаний; составлен список масштабных мероприятий, выставок, направленных на популяризацию киноиндустрии Казахстана и многое другое.
Национальная кинокомиссия. Как сообщила Гульнара Сарсенова, в этом году будет создана казахстанская национальная кинокомиссия. "Географическое положение нашей страны, разнообразие природного ландшафта, гостеприимная ментальность казахстанцев, более низкая стоимость кинопроизводства создают хорошие условия для продвижения страны в качестве альтернативной площадки для съемок иностранных кинопроектов", - отметила Гульнара Сарсенова.
Ожидается, что создание кинокомиссии будет способствовать эффективным съемкам не только национальных, но и западных кинопроектов, привлечет иностранные инвестиции в страну, обеспечит занятость и трудоустройство местных кинематографистов, увеличит количество рабочих мест, повысит туристическую привлекательность и популяризацию региона, стимулирует развитие других секторов экономики.
"Без этой системы мы пропадем, останемся на том же уровне, нас это отбросит на 20-25 лет назад", - полагает спикер.
По ее мнению, в Казахстане должна быть одна главная национальная кинокомиссия, которую будет курировать непосредственно киноцентр. "Параллельно мы будем помогать и контролировать работу четырех региональных кинокомиссий на юге, востоке, на севере и западе страны. Сейчас ведутся соответствующие переговоры, а уже в феврале планируем официально зарегистрироваться в международной Ассоциации кинокомиссий", - пояснила председатель правления.
- На сегодняшний день казахстанский кинорынок сильно отстает в развитии от рынков других стран, - комментирует Гульнара Сарсенова. - В нашей стране долгое время не было отдельного закона о кино, до сих пор нет единой информационной системы, так называемого единого кинобилета. В результате в Казахстане сложился стихийный кинорынок, который необходимо сделать цивилизованным, открытым и прозрачным. Это в свою очередь обеспечит приток больших инвестиций в наш сегмент.
Единый кинобилет (дистрибуция фильмов ЕАИС). ЕАИС – это система сбора, учета и обработки сведений о публичной демонстрации кинофильмов в кинозалах казахстанских кинотеатров. Таким образом, она может являться инструментом при подсчете прибыли, которую получает ГЦПНК от финансируемых кинопроектов, вышедших в прокат.
На данный момент разработан подробный план внедрения системы ЕАИС в Казахстане (госцентр предполагает внедрить в кинопрокат страны российскую систему) и теперь ведутся переговоры со всеми игроками, которые задействованы в реализации проекта.
- Хочу сказать, что у нас в конце прошлого года было около 400 кинозалов и 91 кинотеатр. Конечно, это очень мало для Казахстана. В 1980 году в стране работали 12 тысяч киноточек, но все это потеряно, поэтому мы должны развивать кино, - говорит спикер. - В прошлом году у нас снималось порядка 70 художественных фильмов. Сегодня до проката дошли 48 картин. Всего же на казахстанский рынок в год заходит примерно 350 отечественных и зарубежных фильмов.
Также Гульнара Сарсенова сообщила, что сейчас только 20 процентов фильмов в Казахстане снимаются на государственные деньги, а 80 процентов – это частное инвестирование. По ее словам, многие бизнесмены, которые хотят вложить деньги в кино, просят сделать рынок прозрачным, так как им серые доходы не нужны, они хотят видеть и знать, что их не обманывают и для этого нужна прозрачность.
Но есть и хорошие новости: доля дохода от кинопроката в Казахстане растет и сегодня она уже достигла 27 млрд тенге. Комментируя этот момент, Сарсенова отметила: "У нас будет программа по увеличению кинотеатров, это необходимо, потому что многие города не имеют даже кинозалов. Поэтому нам нужно эту программу разработать и попросить государство, чтобы они нам немного помогли, потому что это дорогостоящий проект. Нам нужно свыше тысячи кинозалов. И тогда рентабельность казахстанского кино возрастет в четыре раза. Это очень большой показатель".
Также в этом году разработана большая международная программа по презентации госцентра и казахстанского кино на четырех самых крупных кинофестивалях класса А. Помимо этого, намечены и другие перспективные мероприятия и презентации, но главное из них - создание национальной кинокомиссии.
Подготовила Торгын Нурсеитова
Фото автора