Генерал Дюсекеев: Споры о поставках российских БТР-82А в Казахстан искусственно раздуваются

Возможно, таким образом Минобороне РК пытаются навязать приобретение бронемашин, негодных для армии.

Переоснащение армии в современных условиях является делом кропотливым. С учетом изменений в тактике боевых действий пришло время переосмыслить и находящиеся на вооружении образцы военной техники. Споры о нецелесообразности поставок российских БТР-82А в армию Казахстана сегодня искусственно раздуваются, но они лишены логики, считает генерал-майор, ветеран ВС, участник войны в Афганистане Мукан Дюсекеев, сообщает zakon.kz.

Авторы статей, вышедших в казахстанских СМИ, уверены, что вместо российских бронемашин, прошедших не только опытно-войсковые испытания, но и опробованных в реальных боевых действиях, на вооружение казахстанской армии стоит брать некие «современные бронированные машины», которые гораздо маневреннее и имеют более эффективную защиту. Однако стоит отметить, что многие бронемашины имеют разные предназначения и их априори сравнивать нельзя.

Для начала смоделируем условный театр боевых действий для армии: холмистые степи, лесостепи, солончаки, пустыни. Средне и сильно пересеченная местность, местами с наличием водных преград. Для выполнения задач в подобных условиях ряду так называемых «современных образцов» бронированных колесных машин практически всегда в паре будет требоваться тягач. Осуществлять маневры в таких условиях они не предназначены. Некоторые из данных броневиков едва смогут преодолеть ров до одного метра, в то время, как испытанный временем и в бою тот же БТР-82А справится не только с двухметровыми ямами, но и может плавать со скоростью 9 км/ч по воде, при волнении до трех баллов.

Наличие колесной формулы 8х8 является также значительным преимуществом БТР 82А, т.к. в случае выхода из строя до 4-х колес это не повлияет на возможность его передвижения. Даже несмотря на то, что российская бронемашина может и уступать по скорости некоторым своим аналогам.

Что касается коэффициента боевой эффективности, то перевес также на стороне БТР-82А и его аналогов. Они имеют 30 мм пушку 2А72, а также спаренный 7,62 мм пулемет ПКТМ, что обеспечивает более высокую огневую мощь и позволяет поражать не только живую силу противника, но и легкобронированную технику, низколетящие летательные аппараты. Тогда как у многих зарубежных образцов бронемашин на вооружении имеется лишь 12,7 мм пулемет НСВТ, чего при встрече с более сильным противником непростительно мало.

Также не стоит забывать, что часто многие заявленные ТТХ бронированных колесных машин не всегда соответствуют фактическим характеристикам. Для этого есть достаточно примеров, выявленных в ходе испытаний, в том числе и на образцах отечественного производства.

Любая техника, не только военная, может иметь недостатки, даже если она только что сошла с конвейера. Между проектированием и изготовлением автомобиля минимум проходит два года, а то и больше. И уже при этом она может чем-то не соответствовать современным реалиям. Также и у БТРа есть свои недостатки, но с учетом цены и качества на сегодня нет пока более подходящей для армии бронемашины. БТР нельзя называть устаревшим. Он вполне качественно выполняет свои задачи. Да, есть необходимость в дальнейшей модернизации и принятии на вооружение более совершенных аналогов. Однако здесь нельзя забывать об их стоимости и ремонтопригодности.

Из минусов ряда сравниваемых с российским БТРом бронемашин военные эксперты и специалисты также отмечают их высокую колесную базу, что при скоростном движении и маневрировании по пересеченной местности подвергает машину к риску опрокидывания.

Факты, перечисленные выше, приводят к мысли, что практически все зарубежные аналоги БТРа – машины, более подходящие спецподразделениям МВД, выполняющим задачи в городских условиях. Для Вооруженных Сил имеет смысл применения машин класса БТР-82А, которые отвечают требованиям современного военного дела.

Учитывая вышеизложенное, ряд статей, вышедших в СМИ, мягко говоря, «попахивают заказухой» и имеют несколько ангажированный характер. Возможно, таким образом, казахстанскому оборонному ведомству пытаются навязать приобретение каких-то конкретных образцов бронемашин, которые по своему назначению не в полной мере подходят для армии.

Во-вторых, может быть, кто-то пытается таким путем выудить у Генштаба закрытые планы применения имеющегося вооружения, в том числе и БТРов, какую военную технику хотят закупить. И таким образом заставить Генштаб вступить в полемику с раскрытием сведений, где и когда планируется использовать закупаемые бронетранспортеры. Если такие цели преследуются реально, то это не что иное, как подрыв обороноспособности государства, лоббирование чьих-то интересов.

Также дилетанты часто грешат тем, что пытаются сравнивать несравнимые вещи и не стесняются после этого еще и делать выводы. Вы только задумайтесь, как вообще можно сравнивать бронемашины, которые изначально отличаются по своему предназначению. Это все равно, что хотеть приобрести холодильник, а при этом продавец в магазине будет вам навязывать телевизор, только из-за того, что он современный и поэтому лучше.

Генерал-майор Мукан Дюсекеев

Следите за новостями zakon.kz в: