Дело вице-министров энергетики: свидетель не смог ответить на вопрос для шестиклассника

кадр видео
Стороны по делу имея общие исходные данные пытаются доказать разные вещи.

Адвокат экс-вице-министра энергетики Гани Садибекова Альмира Шайхина попросила суд возбудить уголовное дело в отношении свидетеля Кайрата Исмагамбетова за отказ от дачи показаний во время главного судебного разбирательства, сообщает zakon.kz.

"В ходе следствия свидетель отказывался от дачи показаний, пользуясь своим правом. При этом он уточнял, что не пытается таким образом защитить себя. Но это единственная причина, из-за которой свидетель может отказаться от дачи показаний. А уже в судебном разбирательстве он подтвердил, что отказывался от дачи показаний просто потому, что он устал. Теперь он приходит и начинает с того, что он расскажет, почему удорожал проект. Когда мы его спрашиваем о деталях, почему он удорожал проект. На какие-то вопросы он отказывается отвечать, иногда прокуратура просит снять вопросы", - заявила Шайхина.

Судья Кульбаева ходатайство отклонила, напомнив, что суд не занимается уголовным преследованием. Но при решении может вынести частное постановление.

Что происходит

Кайрат Исмагамбетов - учредитель, директор и проектировщик ПКБ "Каскад", подрядной организации, составлявшей проектно-сметную документацию (ПСД) и реализующей проект по очистке озер Карасу, Боровое и Щучье. Этот тот самый проект, из-за которого 5 человек (из них 2 вице-министра) оказались на скамье подсудимых по подозрению в присвоении бюджетных средств, путем увеличения стоимости проекта.

Стороны защиты и обвинения Исмагамбетова допрашивают уже три дня. И вот на третий день свидетель с правом на защиту пришел в зал заседания с заявлением, что может сказать, как проект по очистке был завышен.

Читая написанный текст с бумажки он сообщил, что "все дело в изменении показателях используемого сухого вещества с 8% до 2,14%. И решение это было принято в мае 2016 года Садибековым. В итоге стоимость изменилась с 5 млрд тенге на 7,5 млрд тенге".

В течение следующих 4-х часов адвокаты, да и сами подсудимые, пытались выяснить, как Исмагамбетов пришел к таким выводам. Вот только свидетель дать конкретных ответов защитникам почему-то не мог.

Немного из истории

Проект по очистке озер начал разрабатываться в 2012 году министерством охраны окружающей среды (вскоре упразднено). Работы по очистке Карасу были начаты в 2014-м. Причем разработчик проекта ПКБ "Каскад" госэкспертизу не получил, а потому вместе с подрядной организацией ТОО "Аймак и К" работали на свой страх и риск. Однако, акты выполненных работ об извлечении гидросмеси (вода, грунт, ил) подрядчик регулярно направлял в Минэнерго и получал деньги.

В мае 2016 года на должность вице-министра энергетики, курирующего вопросы экологии был назначен Гани Садибеков. У него возник вопрос – как проверить объем выполненных работ ТОО "Аймак и К" (на тот момент по документам они извлекли со дна 180 м3). Совместно с руководителем департамента управления отходами Минэнерго Жаном Нурбековым они решают использовать батиметрию. Обязанность за проведение этой процедуры возлагается на технадзор, компанию ТОО "Стройинтеграцию". В итоге выяснилось, что ТОО "Аймак и К" не извлекла 180 тыс. кубов ила, а потому Садибеков отказался выплачивать деньги по двум актам выполненных работ.

Было дано поручение провести корректировку проекта, получить госэкспертизу. В итоге, судя по документам защиты, стоимость была снижена на 84 млн тенге. После этих манипуляций в 2017 году проект был начат, что называется, с чистого листа. Ежемесячно проводилась батиметрия, акты выполненных работ сопровождались результатами проверок технадзора, в МинЭнерго подписывали акты. Итого за 2017 год извлечено 126 тыс. кубов. И за эту работу ТОО "Аймак и К" заплатили 3,6 млрд тенге. Однако, сумма в 1, 740 млрд тенге по актам 2016 года так выплачены и не были (из-за этого были даже судебные процессы).

По версии следствия, сотрудники Министерства энергетики после проведения корректировки бюджет проекта завысили, а 1,740 млн тенге за невыполненные работы ТОО "Аймак и К" все таки заплатили.
Защита же пытается доказать – завышения не было. А все бюджетные средства расходовались только на фактически проделанную работу.

Примечательно, что следствие также проводило батиметрию. И по их данным за все время из озера Карасу извлекли 150 кубов ила. Но и акты выполненных работ были подписаны на это количество. Кроме того, стороны также соглашаются, что на полигоне лежит около 80 тыс. кубов высушенного ила, что соответствует извлеченному объему.

Показания Исмагамбетова в суде: как сыпался свидетель

Заявление свидетеля о том, что увеличение стоимости проекта – результат изменения процентного соотношения сухого вещества (помогает очищать воду) вызвал ряд вопросов у адвокатов, касающихся компетенции Исмагамбетова.

Вот несколько таких допросов:

- В своем рассказе вы сказали, что основными параметрами проведения работ является контроль объема извлекаемой смеси. А чем контролируется объем смеси? – спросил адвокат
- Оборудованием, - ответил свидетель
- Каким оборудованием контролируется объем перекачивания смеси?
- Я понял вопрос. Это расчетная величина исходит из мощности земснаряда, агрегата, - ответил Исмагамбетов
- Что такое расходомер?
- (тишина)
- Сейчас вы ответили на вопрос, что есть прибор определяющий влажность в смеси. Как этот прибор может называться?
- Влагомер
- Вы утверждаете, что такой прибор есть? Влажности в смеси
- В иле, не в смеси, - поправился свидетель
- Ну хорошо, в иле. Есть такой прибор? – продолжил адвокат
- Я не могу сейчас точно сказать
- Ну у вас же инженерное образование, - уточнил защитник
- Я инженер землестроитель, - ответил Исмагамбетов
- А вы когда по земле проводите работы, и есть такое понятие влажности. Она определяется чем, каким прибором? – не останавливался защитник, но в зале повисла пауза
- Не знаете? – судья. – Дальше вопрос.
- Вопросов больше нет. Вот такой уровень компетенции, - заключил защитник и сел.

Далее допрос продолжила адвокат Шайхина. Она уточнила, "сумма чего изменилась с 5 млрд тенге до 7,5 млрд тенге". Исмагамбетов ответил, что не имел в виду сумму проекта, а лишь договора по озеру Карасу.

- А как понять ваше заявление, что сумма проекта изменилась? – спросила она.

- Путем сложения 2-х частей (работы по озеру Карасу и в Щученско-Боровской зоне) сметчица определила, что общая стоимость будет увеличена, - ответил он.
- А где документы или данные о том, что стоимость работ по озеру Карасу составляет 5 млрд тенге?
- Что вы имеете в виду?
- Ну это вы утверждаете, что стоимость проекта увеличилась на 2 млрд тенге, вот и скажите, по сравнению с чем она увеличилась? Какие цифры вы сравнили?
- Это договорная стоимость. Как расчет был сделан, не знаю, - ответил он.

Адвокаты пытались выяснить, как Исмагамбетов рассчитывал объем гидросмеси (от этого зависит количество выполненных работ, использование сухого вещества и итоговая сумма работ). Его ответ – "по формуле сухого вещества". Механизм такой - берется сухое вещество в иле, потом пересчитывается в гидросмеси.

Но, как оказалось, эксперты давно придумали формулу, она заложена в нормативы под названием СН РК 80205 от 2002 года, в которой есть таблица №4. В ней указано, в каком соотношении разводится грунт и вода для того, чтобы получить гидросмесь и транспортировать ее.

Например, земснаряд качает гидросмесь и транспортирует ее на 1,5 км по трубе объемом 25 см. По этой таблице 1 куб ила должен проталкиваться 6,5 – 8,5 литрами воды. Но в зависимости от грунта (если там более вязкий ил, камни или валуны), то предусмотрено использование до 24 литров воды.

А если в грунте больше ила вязкого, или камешки, песок, булыжники – от состава грунта зависит объем воды. И он начинается от 6,5 литров до 24 литров. Все зависит от того, что ты должен пропихнуть через эту трубу. И никто не хочет сказать, что надо было рассчитывать по этой таблице.

В ходе заседания Исмагамбетову предложили рассчитать объем выкаченной гидросмеси из озера по этой таблицы, и результат сошелся с цифрами Минэнерго. Правда, сам свидетель этот вывод никак не прокомментировал.

Следующее заседание назначено на 19 февраля. И начнется с допроса Исмагамбетова. Это будет четвертый день допроса.

Татьяна Ковалева, Нур-Султан

2020 год

Читайте также

Следите за новостями zakon.kz в:

Популярные новости

Под угрозой оказались казахстанцы, чьи дети служат в армии

Женские привычки, которые бесят мужчин больше всего

Изменения в продолжительности дня на планете заметили ученые

В Астане женщина-следователь разбилась насмерть, выпав из окна многоэтажки

Дмитрий Нагиев выставил "космический" ценник к новогодним корпоративам