Согласно последним данным, первичный источник нового коронавируса SARS-CoV-2 — летучие мыши. Но напрямую от них вирус людям не передается, поэтому промежуточным звеном могли выступить либо змея, либо панголин, съеденные нулевым пациентом, — вероятно, в Ухане, сообщает zakon.kz.
Потенциально опасны и другие животные — крокодилы, ящерицы и даже кошки, которых в некоторых странах продолжают употреблять в пищу. Как отмечает РИА Новости, в результате в человеческую популяцию проникают новые заболевания.
Панголин, фаршированный коронавирусом
В конце января, после первой расшифровки генома SARS-CoV-2 и сравнения с коронавирусами разных хозяев (людей и животных), стало понятно, что его ближайшие родственники — вирусы летучих мышей и змей. Ученые предположили, что в организме пресмыкающегося они образовали гибрид, который оказался способен инфицировать человеческие клетки.
Дело в том, что SARS-CoV-2 сильно отличался от коронавируса летучих мышей одним местом в геноме. Этот элемент кодирует поверхностный гликопротеин — белок, с помощью которого вирусная частица прикрепляется к рецептору на поверхности клетки перед тем, как проникнуть в нее. Зато нечто похожее есть в коронавирусе змей. А так как с самого начала источником инфекции считали рынок морепродуктов в Ухане, где продавали не только моллюсков и рыб, но и кроликов, змей, овец, исследователи решили, что нулевой пациент съел либо южнокитайского многополосого крайта, либо китайскую кобру.
Однако месяц спустя сообщили, что первый заразившийся вполне мог полакомиться панголином. Это небольшие млекопитающие , чье тело покрыто крупными чешуями, налегающими друг на друга. Во многих азиатских странах мясо и чешую этих животных употребляют в надежде избавиться от рака и астмы. Научных подтверждений такого целебного эффекта нет.
Ученые проанализировали геномы коронавирусов, обнаруженных в яванских панголинах, которых нелегально завезли в Китай. Метагеномный скрининг выявил две линии частиц. В одной ключевой участок, кодирующий S-белок (он помогает частице проникать в клетки), практически совпал с тем, что у SARS-CoV2. Но специфических изменений в последовательностях, как в человеческом SARS-CoV-2, не было. Поэтому с окончательным выводом о том, кого съел первый инфицированный, придется повременить.
Любители кошек
На Мадагаскаре в ближайшие годы можно ждать вспышек ботулизма, болезни Лайма, возвратного тифа и токсоплазмоза. Все потому, что островитяне слишком любят кошек, точнее, блюда, которые из них готовят.
Международная научная группа выяснила, что почти треть жителей острова время от времени употребляют в пищу мясо кошек. Это и собственные стареющие питомцы, и животные, полученные в подарок, и пойманные на охоте Felis silvestris lybica — ближайшие дикие родственники домашних кошек.
Опросив 512 мадагаскарцев, ученые установили, что не меньше 30 процентов из них хоть раз в жизни ели кошачье мясо, причем половина — совсем недавно, в этом году. И вовсе не из-за голода. Для островитян это вполне обычный продукт.
Токсичные черепахи
Согласно исследованию другой международной научной команды, людям не стоит употреблять в пищу мясо любых рептилий — крокодилов, черепах, ящериц и змей. В них много паразитов, вирусов и бактерий, вызывающих серьезные инфекционные заболевания. Особенно опасны личинки ленточных червей, сальмонелла, кишечная палочка и разные виды стафилококков.
Кроме того, в мясе морских рептилий — например, гигантских черепах — могут содержаться токсины, поступающие, вероятно, вместе с ядовитыми водорослями, которыми питаются эти пресмыкающиеся. Также в их тканях немало тяжелых металлов, попадающих в океан вместе с промышленными отходами. Так, кадмия в черепашьем мясе в три раза больше, чем у тунца, а ртути — в десять раз.
Неудивительно, что в некоторых странах Азии, в частности в Индонезии, где блюда из рептилий считаются обязательными для праздничного стола, случаются массовые отравления черепашьим мясом.
От обезьяны к человеку
Одну из самых опасных инфекций нашего времени — ВИЧ — люди, вероятно, получили, съев мясо шимпанзе, обитающих в Центральной Африке. Другой вариант вируса мог попасть в организм человека от черных мангабеи, живущих в Западной Африке.
Предполагается, что в ДНК первых инфицированных, съевших зараженных обезьян, не было правильной версии гена, кодирующего белок А3Н, который мешает ретровирусам — именно к ним относится ВИЧ — встраиваться в геном.
Это позволило вирусу обезьян инфицировать клетки человека, укорениться в организме, мутировать в ВИЧ, а затем распространиться среди других людей, в чьем геноме тоже не было правильной версии гена. В итоге вирус настолько адаптировался, что теперь опасен для всех Homo sapiens.