С 1-го апреля 2020 в крупных сетях АЗС произошло снижение розничных цен на бензин и дизельное топливо, сообщает zakon.kz.
Реакция казахстанского рынка нефтепродуктов стала возможной как следствие падения мировых котировок на нефть и нефтепродукты, и как результат утвержденного Правительством РК пакета мер по поддержке бизнеса:
· освобождение от уплаты акцизов производители подакцизных товаров по бензину и дизельному топливу, реализуемым на экспорт до 31.12.2020г.;
· введение запрета на железнодорожные поставки бензинов и дизельного топлива из РФ в РК;
· планируемое обнуление ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, в том числе на бензин, дизельное топливо и мазут.
Хотелось бы отметить, что в условиях существенного падения котировок на нефть и нефтепродукты на мировых товарных рынках, экономика экспортируемых из РК нефтепродуктов низкорентабельна.
Казахстанский рынок нефтепродуктов реагирует на ситуацию, складывающуюся на мировых рынках. С начала марта снижение оптовых цен на бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке составило около 10%.
Вместе с тем, хотелось бы развеять миф беспрецедентного падения цен на автозаправочных станциях в разных странах мира (см. таблицу).
по данным источника: globalpetrolprices.com
Розничные цены на бензин и дизельное топливо в разных странах мира в марте текущего года показали снижение на 10-15% относительно февральских (докризисных) цен.
Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что на сегодняшний день розничные цены в Казахстане остаются одними из самых низких в мире. Вполне объективно, что перерасчет казахстанских розничных цен осуществлен исходя из существенного снижения курса национальной валюты к доллару США, но тенговое снижение стоимости бензина на АЗС РК мы увидим уже на ближайшей неделе.
Отдельно хотим обратить внимание, что розничный рынок бензина еще не «догнал» январское повышение ставок акцизов на бензин с 8 тг/л до 18 тг/л. Розничные реализаторы, в целях недопущения шоковой реакции потребителей осуществляли поэтапное повышение розничных цен. В январе – марте текущего года фактический рост цен на бензин составил 6-7 тг/л. То есть розничные сети не смогли восстановить свои потери от повышения ставки акциза.
Кроме того, в рамках введенного режима чрезвычайного положения как в Казахстане, так и в большинстве других стран, наблюдается снижение транзитного потока автомобильных грузо- и пассажироперевозок и в целом снижение объемов внутреннего потребления. Прогнозное снижение объемов потребления бензина и дизельного топлива на рынке РК по итогам марта может составить около 30% от ранее запланированных объемов на внутреннем рынке. Учитывая, что ситуация продолжает усугубляться и карантинные меры вводятся во всех регионах страны, снижение объемов потребления в апреле может составить до 70% к ранее запланированным объемам потребления на рынке РК. Для обеспечения бесперебойной деятельности НПЗ РК в условиях существенного снижения спроса на нефтепродукты на внутреннем рынке РК, экспорт излишков - необходимая мера для поддержания деятельности как нефтеперерабатывающей отрасли промышленности, так и для обеспечения деятельности нефтедобывающих компаний.
Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание, что подобные меры для населения еще не принимались ни в одной стране, как на постсоветском пространстве, так и в странах центральноазиатского региона. К примеру, Правительство России объявило о недопущении снижения розничных цен на топливо на внутреннем рынке РФ, что должно обеспечить сохранение рентабельности деятельности субъектов нефтедобычи и нефтепереработки РФ в условиях падения экспортных цен.
Текущая рыночная ситуация весьма негативно сказывается на деятельности нефтедобывающих организаций. Учитывая себестоимость добычи казахстанской нефти, а также существующие расходы по транспортировке нефти от месторождения до рынков сбыта нефти и действующие ставки налогов РК, экономическая эффективность от реализации нефти практически равна 0.
Исторически нефтяники субсидировали внутреннюю переработку нефти на НПЗ РК. Условная скидка на нефть для внутреннего рынка составляла от 50 до 100 долларов США за тонну. В этих условиях была проведена модернизация всей нефтеперерабатывающей отрасли РК, были привлечены заемные средства, погашение которых осуществляют сами НПЗ. В этой связи, остановка нефтеперерабатывающих предприятий грозит не только прекращением выплат по обслуживанию привлеченных займов, но и потерей государством контроля над НПЗ.
Годовой объем переработки нефти на НПЗ РК составляет около 16,5 млн тонн в год. Порядка 70-75% объемов добываемой нефти недропользователи направляли для переработки на НПЗ РК, предоставляя скидку в вышеуказанном размере для поддержания низких цен на внутреннем рынке РК.
В условиях падения мировых товарных рынков, общемирового снижения спроса на энергоносители, казахстанские недропользователи находятся под весьма серьезным давлением мирового рынка. В ближайшей перспективе, существует высокий риск формирования отрицательной стоимости нефти на казахстанскую нефть. То есть мы уже не говорим о реализации сырья по цене ниже себестоимости, а говорим о цене нефти, когда ее цена на устье месторождения будет ниже 0. С данной проблемой уже столкнулись нефтедобывающие предприятия Канады. В таких условиях нефтяники будут вынуждены полностью остановить добычу нефти. А это приведет к массовым простоям месторождений и сокращению рабочих мест. В нефтяной отрасли Казахстана задействовано более 150 тысяч казахстанских рабочих.
Такое шоковое снижение цен весьма критично сказывается на деятельности как недропользователей, так и розничных сетей. В условиях падения цен и катастрофического снижения объемов потребления на внутреннем рынке, все участники рынка несут постоянные расходы, такие как содержание персонала, содержание инфраструктуры, будь то месторождение, нефтебаза или АЗС. В условиях падения объемов продаж при постоянных расходах, растут расходы как на 1 тонну сырья, реализуемого недропользователем, так и на 1 литр топлива, реализуемого АЗС.
На сегодняшний день нефтяная отрасль Казахстана, как локомотив роста экономики страны, нуждается в поддержке государства и общества. Дальнейшее снижение цен губительно для всей нефтяной отрасли, начиная от нефтедобычи, заканчивая розничными реализаторами нефтепродуктов.