Азамат Османов: Бизнес проявляет гражданскую и социальную ответственность

Мы боремся с врагом, которого не видно, о котором мы пока мало знаем и не можем ничего прогнозировать.

На вопросы zakon.kz отвечает председатель правления крупнейшей казахстанской торгово-розничной сети Азамат Османов.

Никогда еще крупные торговые сети не имели такого большого значения для страны, как сейчас. Главный казахстанский ретейлер, Magnum теперь занимается не просто торговлей. Компания обеспечивает поставки социальных продуктов по старым ценам, формирует бесплатные продуктовые пакеты для нуждающихся, кормит людей в карантинных домах, дает работу тем, кто потерял заработок во время ЧП. Вместе с тем, к крупнейшему ретейлеру страны появилось еще больше вопросов по санитарному режиму, качеству продукции, работе кассиров и т. д. Мы собрали наиболее часто встречающиеся в соцсетях вопросы и претензии и адресовали их непосредственно первому руководителю компании.

- Какие условия вы создали в Magnum, чтобы отвечать всем санитарным требованиям властей?

- Magnum - социально-ответственная компания, мы всегда выполняем все санитарные нормы и установки. Сейчас мы дополнительно потратили порядка 300 млн тенге на усиленную дезинфекцию всех торговых комплексов и покупку средств индивидуальной защиты (масок, перчаток, халатов, санитайзеров, дозаторов) не только для сотрудников, но и для покупателей. В некоторых регионах страны запрещено находиться без масок на территории торговых комплексов. Поэтому тем покупателям, которые не смогли купить маски в аптеке, мы выдаем их бесплатно. Учитывая, что у нас всегда много людей, найти и закупить такое большое количество масок непросто. Но мы находим и закупаем их так же, как все, по спекулятивным ценам.

Что касается дезинфекции, то мы экстренно провели кампанию по выбору подрядчиков. Во всех филиалах Алматы уже проведена дезинфекция. На входах в магазины мы измеряем температуру покупателей и увеличили количество санитайзеров, обрабатываем дезинфицирующим составом все тележки и корзины. Всем нашим сотрудникам выделены перчатки и медицинские маски. Кассиров обеспечили специальными масками-шлемами, которые полностью закрывают лицо прозрачным пластиковым щитком.

- Насколько эти маски действительно защищают?

- Вообще, наш внутренний штаб отрабатывал разные варианты средств защиты и приоритетом была не цена вопроса, а безопасность людей. По кассирам долгие споры были, как лучше сделать: установить стеклянные перегородки вокруг кассы, либо же обеспечить кассиров специальными масками. Остановились на масках, потому что это наиболее рациональное решение. Кассиры контактируют с большим количеством людей, и подвержены, соответственно, большему риску, поэтому о них подумали в первую очередь.

Мы выработали новые внутренние регламенты, по громкой связи в магазинах постоянно напоминаем людям о необходимости соблюдения санитарных норм и дистанции во время совершения покупок.

Безопасность человека зависит в первую очередь от его информированности и осознанного отношения к своему здоровью. Поэтому мы усилили информационную работу, оповещаем покупателей о необходимых защитных мерах по радио, через объявления на кассах, на информационных стендах, на наших страничках в социальных сетях.

- Сейчас у продавцов и кассиров действительно рискованная работа, они постоянно контактируют с людьми и неизвестно, кто заражен. Повысили ли им зарплату из-за риска?

- От кассиров сильно зависит впечатление клиента от сервиса. Сейчас мы получаем особенно много положительных отзывов о наших сотрудниках - в как в социальных сетях, так и в книгах жалоб и пожеланий. Очень благодарны покупателям за то, что они ценят труд продавцов и кассиров, поддерживают их. Люди понимают, в каком положении находятся работники магазинов, которые рискуют наряду с медиками и сотрудниками силовых органов.

В Алматы, после объявления о карантине мы подняли зарплату в полтора раза на этот период. По остальной сети персоналу, который находится в повышенной зоне риска, зарплата повышена на 20%.

- В соцсетях люди жаловались, что вы пропускаете только ограниченное количество людей в магазин. В частности, гуляли фото длинной очереди возле Magnum на Гагарина в Алматы. Как вы решили эту проблему?

- Системно такой проблемы нет. Периодически бывают наплывы покупателей, которые в сегодняшней нестандартной ситуации невозможно прогнозировать. В такие периоды мы переводим часть сотрудников службы безопасности на обеспечение порядка и соблюдение дистанции в очереди. Очень пристально наблюдаем за тем, как ведут себя наши сотрудники, дружелюбно или нет они общаются с нашими покупателями, так как в период такого ажиотажного спроса и карантинного режима потенциальные конфликты, порой, неизбежны.

При этом хочется отметить сознательность и культуру наших покупателей: в сравнении с той же Европой или Штатами мы проходим этот карантин практически без ажиотажа.

- По новым карантинным правилам, в магазинах должно быть 20 квадратных метров на одного покупателя. У вас в супермаркетах люди порой толпятся, особенно рядом с овощами. Никто не следит за очередями, нарисованы линии возле касс, но не все их соблюдают. Температуру у входа не проверяют, пропускают людей без масок. Кто следит за этим и почему так происходит?

- Сейчас таких жалоб мы уже не получаем. Служба безопасности усиленно следит за соблюдением всех регламентов. Как компания, мы предприняли все возможные меры для того, чтобы предоставить инструменты защиты жизни и здоровья покупателей. В то же время я убежден, что личная гигиена - это индивидуальная обязанность каждого человека. Мы не можем проконтролировать каждого покупателя, или как-то наказывать людей. Мы можем только предоставить условия для безопасных покупок. Остальное зависит от самосознания наших сограждан. Призываем всех соблюдать все рекомендации по безопасности в условиях пандемии. Вы же видите, что происходит в других странах, давайте вместе этого не допустим.

- Как часто проходит влажная уборка в магазинах? Как часто моют ленту на кассе, куда ставятся продукты?

- Влажная уборка всегда проходит по графику, мы работаем с самыми крупными клининговыми компаниями, более того, в период карантина график усилен, ужесточены меры наказания и штрафы за несоблюдение санитарных норм. Вероятность, что кто-то из работников не будет соблюдать нормы, исключена.

Мы видим сплочённость партнеров – клининговых компаний - вокруг заботы о здоровье наших покупателей. Поэтому здесь у меня полная уверенность, что мы делаем все возможное.

Ленту сейчас моем и дезинфицируем в три раза чаще, чем обычно – каждый час. Кроме того, на всех филиалах проводится бесконтактная дезинфекция всех поверхностей. На своих страницах в соцсетях мы подробно рассказываем и показываем, как это происходит.

- Насколько Magnum пострадал от закрытия Алматы и Нур-Султана? Хватает ли продавцов и другого персонала?

- Понятно, что подобного развития событий никто ожидать не мог. Я очень благодарен коллегам и горжусь работой команды. Нам удалось оперативно создать штаб и выработать ряд эффективных мер. Буквально за ночь мы нашли жилье для 1500 сотрудников, проживающих в области, которые на время карантина остались жить и работать в городе, расположив их в санаториях и отелях Алматы. Такие экстренные меры стоили нам существенных издержек. На мой взгляд, если бы изначально агломерацию удалось включить в зону карантина, то большинства проблем удалось бы избежать.

- Проверяет ли Magnum своих поставщиков на обоснованность повышения цен?

- На самом деле мы жестко, я бы даже сказал - жёстче всех на рынке следим за переоценками от наших поставщиков. Сейчас некоторые партнеры и мы сами вынуждены работать себе в убыток, чтобы покупатели могли продолжать приобретать товары по лучшим ценам. Но долгосрочные контракты позволяют нам избегать резкого повышения цен.

- Вы хотите сказать, что в будущем повышение цен неизбежно?

- Несмотря на то, что более половины продовольственного товарооборота приходится на отечественного производителя, мы существенную часть продукции в некоторых категориях получаем из-за рубежа. Стоимость импорта напрямую зависит от курса валют. Если растут доллар и евро, то будут расти и цены.

Многие отечественные производители тоже будут вынуждены поднять цены. И это не спекуляция - они завозят сырье, комплектующие, технику из Китая, Европы, и тоже подвержены валютным колебаниям. Я очень благодарен партнерам, которые отозвались на наш призыв сдерживать цены, насколько это возможно. И мы видим, что больше 2000 активных, крупных контрагентов проявили социальную ответственность. От поставщиков товаров до поставщиков различных услуг - все пошли навстречу и все приняли этот удар.

Мы в тесном партнерстве с государством работаем над стабилизацией цен на социально-значимые товары (СЗПТ). Так, например, в Алматы, мы зафиксировали цены на ближайшие три месяца по всем СЗПТ.

Казахстан и мир в целом никогда со времен второй мировой войны не сталкивались со столь масштабной угрозой. Мы боремся с врагом, которого не видно, о котором мы пока мало знаем и не можем ничего прогнозировать. Я считаю, что в этих экстремальных условиях бизнес проявляет высокую гражданскую, социальную ответственность. Мы призываем наших граждан так же проявлять сознательность, заботиться о себе и окружающих людях, чтобы все мы вышли из этого кризиса с минимальными потерями.

Актау Актобе Алматы Китай Кызылорда Нур-Султан Семей 2020 год
Следите за новостями zakon.kz в: