Вместе со всем миром на этой неделе казахстанские родители открыли школы в своих домах. Дети начали учиться онлайн. Психолог Марина Федченко в интервью zakon.kz дала много дельных советов, как помочь детям, учителям и себе сейчас.
Что вы можете посоветовать родителям, чьи дети перешли на дистанционное обучение?
- В первую очередь следует сохранить и поддерживать для себя и ребенка привычный распорядок дня - время сна и бодрствования, время начала уроков, их продолжительность. Родителям и близким ребенка важно самим постараться сохранить спокойное и адекватное отношение к происходящему. Эмоциональное состояние ребенка напрямую зависит от состояния взрослого. Помните, что любое действие, слово, могут подействовать как спусковой механизм и включить болезненные переживания.
Как не поддаться панике и правильно организовать обучение ребенка на дому?
- Ведите себя спокойно, сдержанно, не избегайте ответов на вопросы детей о вирусе и т. д., но и не погружайтесь в длительные обсуждения ситуации пандемии. Придерживайтесь информационной гигиены. Не перегружайте себя негативной информацией, которая носит панический характер. Не обсуждайте подробности "ужасов" из сетей интернета!
Касательно учебного процесса, здесь постарайтесь вместе с ребенком разобраться в рекомендациях, которые вы получаете от школы по организации дистанционного обучения детей.
Родители и близкие школьников могут найти плюсы дистанционных занятий, если попробуют "освоить" некоторые из них вместе с ребенком, посоветуйте ребенку избегать социальных сетей переполненных "информационным шумом", а иногда и дезинформацией.
Что посоветуете во внеурочное время?
- Четкий график и тайминг обязателен (режим сна, бодрствования, питания). Необходимо отвлекать мозг, например,читать книги вместе с детьми. Рекомендую чудесную книгу автора Э. Портер "Поллианна", книга о том, как можно научиться и детям и взрослым в любой ситуации нашей жизни, находить радость. Не сидите долгое время на месте, вместе с детьми выполняйте в перерывах между занятиями физические упражнения (просто сто мелких прыжков, катание на полу с боку на бок), танцы. Питаться необходимо по часам, что бы избежать нарушения пищевого поведения. Находите время для совместных дел (уборка, приготовление еды, совместные настольные игры и т.д.). Используйте бесплатные образовательные сайты, мастер – классы, фитнес – тренировки для детей и взрослых. Ухаживайте вместе за животными, устройте театр теней, пикник в помещении: выберите меню вместе с ребенком, упакуйте еду в корзину и постелите одеяло на полу в гостиной. Сделайте комнатные классики с помощью цветного скотча. Напишите письма своим родным и близким, отправьте их по почте. Изучайте ВМЕСТЕ с детьми карту мира. Вместе это ключевое!
Какие полезные навыки ребенок и родитель может извлечь из этой ситуации?
- Дорогие родители, разговаривайте с детьми больше. Не скрывайте от них правды, но и не говорите всю. Им достаточно знать, что проблема существует, и что с ней надо бороться. Заверьте, что у вас все под контролем. У ребенка должно оставаться чувство той самой "базовой опоры" при любых обстоятельствах. Это очень важно и правильно. Именно ваше достойное, адекватное поведение в непростых жизненных ситуациях задает детям алгоритм взаимодействия со сложными ситуациями во взрослой жизни.
Нужно помнить что, детям тоже нелегко, они в закрытом пространстве – это очень не просто. Это реальный шанс узнать друг- друга поближе, без вечной спешки и суеты, увидеть в какой части обучения у ребенка плохая успеваемость.
Подумать, проанализировать, чем можно помочь. Это также отличная возможность приобщить их к дисциплине, работе по – дому, кулинарии. Это время разговоров по – душам. И еще, главное понимать, что каждый день, час, минуту, своим поведением мы показываем своим детям модель поведения в кризисных ситуациях!
Главная идея состоит в том, что пребывание дома — не "наказание", а ресурс для освоения новых навыков, получения знаний, для новых интересных дел.