Член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента РК Канат Мусин подробно рассказал об основных нормах разрабатываемого Министерством информации и общественного развития законопроекта по организации и проведению мирных собраний, сообщает zakon.kz.
20 декабря 2019 г. на заседании Национального совета общественного доверия глава государства сказал: "Мы преодолеваем боязнь альтернативной точки зрения. Власть не считает, что несогласие – это деструктив, общественно опасное явление".
Тогда же Президент обозначил свою принципиальную позицию и заявил, что "следует приступить к внедрению уведомительного принципа организации митингов, что соответствует нашей Конституции". Эти слова стали началом большой работы всего общества над проектом закона. Остановлюсь на основных нормах законопроекта.
Депутатами в статью 3 законопроекта введена отсутствовавшая в нем принципиальная норма - презумпция в пользу проведения собрания. Это означает, что при отсутствии обоснованных причин для ограничения или запрета на проведение данного собрания, такое собрание может состояться.
Законопроектом в статье 14 определен исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых может быть отказано в организации и проведении мирного собрания. Никакие другие обстоятельства не могут влечь за собой запрета на мирное собрание.
Мирные собрания должны проводиться в специализированных местах. Пожалуй, это была одна из самых обсуждаемых норм. Многие усматривали в ней посягательство на свободу выражения мнения, называли противоречащей международной практике.
Хотел бы здесь отметить, что ныне действующий закон о митингах не содержит норм о том, где проводятся мирные собрания. Это по своему усмотрению решают акиматы. Процедура выбора места абсолютно непрозрачна и законом не регулируется. Поэтому и появляются у нас и "кинотеатры Сары-Арка" и "скверы Махатмы Ганди".
В будущем специализированные места для проведения мирных собраний, согласно законопроекту, будут определяться местными представительными органами, то есть депутатами маслихатов. К этой работе могут широко привлекаться общественные советы и гражданское общество.
В проекте закона сформулирован ряд требований к таким местам. Они должны находиться в центральных частях городов и сел, обеспечивать возможность достижения цели мирных собраний, удобство организации, возможность использования организаторами и участниками объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников мирных собраний, других лиц.
То есть, предлагаемые законопроектом меры по ограничению мест проведения мирных собраний являются минимальными. Я бы назвал их не ограничительными, а, скорее, упорядочивающими. Они не оказывают влияния на выражаемое мнение и продиктованы, в первую очередь, стремлением государства обеспечить, как реализацию права казахстанцев на мирные собрания, так и защиту прав и свобод других лиц, что прямо предусмотрено нашей Конституцией.
В этой связи хочу также заметить, что пункт 39 Пояснительных комментариев к "Руководящим принципам по свободе мирных собраний" ОБСЕ, на которые часто ссылаются отдельные наши правозащитники, гласит, что "время, место и порядок проведения отдельных публичных собраний можно регулировать для того, чтобы не допустить неоправданного ущемления прав и свобод других людей. При этом следует обеспечить надлежащий баланс между правом людей на выражение собственного мнения посредством собраний и необходимостью оградить неучаствующих в собрании лиц от ненужного бремени". Как видите, международная практика на нашей стороне.
Более того, рабочая группа внесла существенную поправку в статью 9 законопроекта.
В соответствии с поправкой мирные собрания в виде пикетирования могут проводиться не только в специализированных местах, но в любом другом месте, кроме тех, где пикетирование прямо запрещено законом.
Исчерпывающий перечень "запретных" мест содержится во введенном рабочей группой новом пункте 5 статьи 9 законопроекта. Это объекты, имеющие военное, стратегическое значение, опасные производства, объекты транспорта, магистральные сети.
Ни одного государственного органа, включая Парламент и Правительство, в этом перечне нет.
Внедряется уведомительный порядок для проведения мирных собраний в форме митингов, собраний, пикетов.
В отличие от действующего закона, по которому любое мирное собрание от пикетирования до демонстрации проводится исключительно по разрешению, теперь организатору собрания достаточно лишь уведомить местные власти о том, что он планирует провести мирное собрание.
Международные документы рекомендуют не делать процесс уведомления обременительным или бюрократизированным. Аналогичное мнение высказывалось и казахстанскими неправительственными организациями в ходе обсуждения законопроекта. В этой связи депутатами изменены статьи 11 и 13 законопроекта, в которых описан механизм рассмотрения уведомлений.
Особо отмечаю, что согласия акимата на проведение мирного собрания не требуется.
В соответствии со статьей 10 законопроекта местный исполнительный орган, получив уведомление, обеспечивает безопасность мирного собрания. Если намерение провести мирное собрание противоречит закону, акимат может отказать в его проведении, но только если на это есть основания, указанные в статье 14. В остальных случаях акимат при необходимости должен предложить организатору другие условия проведения акции, но не отменять ее.
Для проведения демонстрации или шествия используется другая форма уведомления – заявление о согласовании, основное отличие которого заключается в указании маршрута, по которому будут двигаться участники, его начального и конечного пунктов, протяженности, сведения об использовании транспортных средств.
Депутатами также сокращен перечень сведений, которые организатор должен указывать в уведомлении.
Существенно сокращены сроки уведомления о мирном собрании. Для уведомлений о проведении собрания, митинга или пикетирования, срок подачи был уменьшен до 5 рабочих дней против 15, предлагавшихся Правительством.
Одновременно с 10 до 3 рабочих дней сокращен срок, в течение которого местные власти должны отреагировать на уведомление.
С 15 до 10 рабочих дней сокращен срок подачи заявления о согласовании демонстрации или шествия, а срок его рассмотрения – с 10 до 7 рабочих дней.
Более длительный по сравнению с уведомлением срок связан с особенностью таких мероприятий, предполагающих перекрытие улиц, создание определенных неудобств для граждан и бизнеса, не имеющих отношения к этим мероприятиям.
Депутаты дополнили статью 8 законопроекта, обязав местные исполнительные органы размещать в свободном доступе на своих Интернет-ресурсах сведения о всех специализированных местах для проведения мирных собраний, с отображением в режиме реального времени актуальных данных об их занятости на дату, интересующую организатора.
Полностью изменена статья 7 законопроекта, касающаяся СМИ. Из нее исключены запреты и обязанности, ограничивающие деятельность журналистов. Норма приведена в соответствие с Законом "О средствах массовой информации".
Гражданские активисты указывали, что в законопроекте организаторы и участники мирных собраний буквально перегружены различными обязательствами. В этой связи значительные изменения претерпели статьи 5 и 6 законопроекта, устанавливающие права и обязанности организаторов и участников мирных собраний. Исключены излишние запреты и обязанности указанных лиц.
Рабочая группа также изменила законопроект в той части, которая позволяла принудительно прекратить митинг, если число участников хотя бы на одного человека превышает заявленное организатором количество, то есть по формальным основаниям.
Депутаты считают, что в данном случае мирное собрание может быть прекращено властями только тогда, когда превышение числа участников создает угрозу для них самих или других лиц, которые не участвуют в этом собрании. Соответствующая поправка была внесена рабочей группой в статью 18 законопроекта.
Ничего из вышеизложенного в действующем законе о митингах 1995 года и близко не было. Он был больше рамочным, непрозрачным, содержал практически одни запреты и многое отдавал на откуп местным исполнительным органам, то есть предоставлял им право самим решать, что можно и что нельзя. Желающие могут сравнить, и многое станет очевидным.
Положения законопроекта обсуждались еще на стадии его разработки с широким участием гражданского общества. Разработчик законопроекта – Министерство информации и общественного развития провел ряд общественных слушаний, причем не только в столице, но и в других регионах страны.
Надо сказать, что первоначальный проект закона по сравнению с тем, который был передан в Мажилис, претерпел существенные изменения в сторону демократизации.
В Мажилисе законопроект обсуждался с участием членов Национального совета общественного доверия, представителей неправительственных организаций, государственных органов. В ряде областей страны проведены обсуждения законопроекта с участием депутатов - членов рабочей группы.
Хочу выразить благодарность всем участникам рабочей группы, чьи предложения и поправки существенно помогли в работе, особенно представителям гражданского общества, членам Национального совета общественного доверия Мурату Абенову, Асылбеку Кожахметову, Ерлану Саирову, Мухтару Тайжану, Асхату Садырбаю, Марату Башимову, видным ученым Марату Когамову и Сауле Амандыковой за активную позицию и конструктивное сотрудничество в работе над этим сложным, но очень важным законопроектом.
Подготовила Торгын Нурсеитова