Министр здравоохранения Елжан Биртанов поручил до 27 апреля завершить проверку начислений за март медицинским сотрудникам и обеспечить им условия труда и отдыха медработников, передает zakon.kz.
В своем посте на Facebook министр затронул темы стимулирования медиков, условия труда и определение зон риска:
Во исполнение поручения Главы государства, 4 апреля т.г. мною подписан приказ по вопросам финасовой поддержки медработников. Этим приказом были определены группы риска, порядок формирования списков и размеры надбавок.
Всего за март было выплачено доплат на сумму более 3 млрд. тенге для 17,5 тыс медиков.
Большую работу в регионах провели Комиссии при акиматах в состав которых включены главные санитарные врачи областей, управления здравоохранения, управления занятости и социальной защиты, представители партии "Nur Otan", профсоюзы.
Именно Комиссии на основе списков от главных врачей формируют итоговый список на выплату (ранее я уже давал информацию по ним).
Если смотреть по группам риска, то в первой группе риска по РК в марте по данным акиматов было задействовано 1395 работников (или 8 %), во второй группе риска 7 081 работников (или 41 %), в третьей группе – 8 949 (51 %).
Если говорить по суммам - то большая часть пришлась на вторую группу – 1,8 млрд тенге (54%), первая группа суммарно по республике получила порядка 717 млн (или 21%), третья – 845 млн (или 25 %).
Наибольшее количество работников было привлечено к противоэпидемическим мероприятиям в г. Алматы (3700), г.Нур-Султан (1900), и г.Шымкент (2200). Соответственно и большая часть надбавок была выплачена именно в этих регионах по г. Алматы – 1,2 млрд, Нур-Султан – 646 млн тенге, Шымкент - 360 млн тенге,
По первой группе риска средняя сумма доплаты составляет 514 тыс тенге, по второй – 255 тыс тенге, по третье 94 тыс тенге, т.к. оплата осуществляется пропорционально отработанному периоду и не всегда это полный месяц работы с зараженными или контактными лицами. Во многих регионах пациенты появились во второй половине марта.
При этом в тех регионах, где количество зараженных лиц появилось раньше - объем выплат выше среднереспубликанского. Например, в г. Алматы по первой группе медработники получили – 674 тыс тенге, в г. Нур-Султан – 552 тыс тенге, в Карагандинской области – 438 тыс тенге. А в Костанайской области и ВКО – по первой группе выплат за март не было вовсе. По второй группе наибольшие суммы выплат получили - Туркестанская – по 427 тыс тенге, Нур-Султан – 347 тыс тенге, Павлодар – 316 тыс тенге.
Вместе с тем, я по-прежнему получаю обращения моих коллег с жалобами на несправедливый подход и неполные выплаты (на сегодня их более 50). Конечно каждый случай надо рассматривать индивидуально – что мы и делаем.
Но в первую очередь обращаюсь к моим коллегам в регионах – работу Комиссий надо активизировать не только в период формирования списков, но перевести ее на постоянный режим.
Требую обеспечить прозрачность и публичнось работы комиссий!
ФСМС и его филиалы готовы принимать перерасчеты, дополнительные протоколы. В данной ситуации несправедливость недопустима – и если где-то была допущена ошибка - мы должны ее исправить.
Для этого прошу также обращаться на мою электронную почту Birgemiz@dsm.gov.kz.
Кроме того, по моему поручению дополнительно во все комиссии включаются представителей филиалов ФСМС для мониторинга правильности начисления этих сумм.
Уже сейчас Фондом выявлен ряд нарушений, таких как:
- включались сотрудники не указанные в группах риска (главные врачи, их заместители), по которым надбавка была выплачена необоснованно.
- не предоставлялись на поощрение лица, которым полагалась надбавка (сотрудники параклинических отделений: лаборатории клинической и биохимической, функциональной и рентгенологической диагностики);
- сотрудникам завышалась группа риска;
- табелирование осуществлялось при отсутствии контактов с больными, т.е. сроки госпитализации были позже даты, указанных в табеле;
- завышался месячный баланс рабочего времени, который приводил к уменьшению суммы надбавки, в результате специалисту выплачивалась надбавка меньше положенной (в то время как оплата надбавки производится ежемесячно за отработанное время, из расчета человеко-час).
- избыточное развертывание коек в регионе, не были определены отдельные бригады скорой помощи и определенное количество стационаров и др.
Отдельно хотел бы остановиться по количеству отработанных часов в месяц.
Согласно постановлению Главного санитарного врача (пункт 9 приложение 1 ПГСВ 33) персонал в грязной зоне должен работать в СИЗ (противочумный костюм 1-го типа) не более 3-х часов подряд.
Тем самым, трактуя нормы трудового законодательства (ст.69) о том что во вредных условиях труда, т.е. "в грязной зоне" можно работать не более 36 час в неделю и ПГСВ - медицинский работник может находиться в общем в грязной зоне не более 6 часов с как минимум двухразовой сменой СИЗ.
В целом же работа медицинского работника составляет в смену от 8 до 12 часов в день (что и делается на практике), так как помимо грязной зоны, он работает с документацией, проводит консультации, онлайн-консультации, имеется время для приема пищи и отдыха и т.д. Тем самым вырабатывается месячная ставка.
Однако в отдельных регионах (Карагандинская область) или отдельных мед.организациях (Акмолинская, Павлодарская области) по решению самой медицинской организации установлен график 14 +14 – т.е. 14 дней работы + 14 дней карантина - ввиду психологической и эмоциональной нагрузки, а также с точки зрения возможного заражения и исключения передачи инфекции.
В таких случаях, Минздрав требует, чтобы в первую очередь были обеспечены нормальные безопасные условия для отдыха медиков! Во многих регионах, но еще не во всех - медики больше не ночуют в инфекционных больницах, а направляются в комфортабельные гостиницы. За это я благодарю акимов этих регионов!
Вместе с тем, согласно п. 6 приложения 12 ПГСВ 32 - отстранение от работы на 14 дней предполагается в случае высокого риска передачи инфекции, связанной с оказанием медицинской помощи больному COVID-19 (не использование СИЗ, например, отсутствие защитных очков у медперсонала, не использование маски больными или медицинским работником, проведение инвазивных манипуляции на органах дыхания (трахеостомия, интубация, бронхоскопия и др) без респиратора N95 и соответствующей СИЗ (комбинезон, щиток для лица, перчатки).
В этом случае, предпринимаются следующие меры: отстранение от работы на 14 дней после последнего контакта и изоляция на домашний или стационарный карантин, с забором материала на лабораторное исследование, организацией медицинского наблюдения, с ежедневной термометрией. При положительном результате направляется на лечение, при отрицательном результате находится на карантине и допускается к работе через 14 дней после повторного лабораторного обследования, при отсутствии клинических проявлении респираторной инфекции".
То есть по сути медик отправляется на карантин, как контактное лицо.
Но в большинстве случаев это не так. Медиков отправляют на карантин автоматически после завершения смены. Перестраховываются, что возможно имеет смысл.
Однако, встает вопрос по оплате тех 14 дней вынужденного простоя, который почему-то оформляется как больничный – что считаю незаконным, соответственно работник теряет заработную плату. Согласно Трудового кодекса порядок оформления простоя и условия оплаты времени простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, определяются трудовым, коллективным договорами и устанавливаются в размере не ниже минимального размера заработной платы.
Да и условия проживания и отдыха в эти 14 дней порой оставляют желать лучшего.
С учетом изложенного:
поручаю ФСМС до 27 апреля завершить проверку начислений за март, выработать рекомендации комиссиям акиматов по обеспечению корректировки выплат за март, а также своевременность и обоснованность начислений за апрель;
всем главным врачам и управлениям здравоохранения при участии профсоюзов - сохранить работникам базовый размер оплаты на период простоя; при этом не допускать занижение количества отработанного времени ниже установленного в трудовом контракте!
ФСМС совместно ДКОСМС - проработать необходимость пересчета тарифа для погашения затрат содержания запасного количества работников;
местным исполнительным органам - обеспечить условия труда и отдыха медработников (карантинные стационары, санатории и т.д.);
прошу профсоюзные организации - активнее защищать интересы работников здравоохранения;
прошу представителей НПО и СМИ участвовать в работе региональных комиссий.