По мнению руководителя Департамента стратегии и оперативного управления Агентства РК по противодействию коррупции Нурлана Жаксимбетова, самые высокие коррупционные риски для предпринимателей "сидят" в тех видах услуг, которые госорганы оказывают только в бумажном формате, сообщает zakon.kz.
Говоря о важных инициативах Агентства РК по противодействию коррупции, Нурлан Жаксимбетов выделил те из них, которые нацелены на улучшение антикоррупционного бизнес-климата.
Первое – это автоматизация наиболее востребованных для бизнеса государственных услуг. Сегодня в Казахстане в электронном виде оказывается 88% госуслуг. На первый взгляд, показатель солидный.
-
Однако самые высокие коррупционные риски для предпринимателей "сидят" в оставшихся 12% видов услуг, оказываемых в конкретных госорганах и только в бумажном формате, - отметил спикер. - Прежде всего, это услуги в сферах земельных отношений, архитектуры, строительства, сельского хозяйства. Характерная проблема – отсутствие прозрачности информации о свободных земельных участках. Сами понимаете, как для казахстанского, так и иностранного инвестора этот вопрос один из важнейших при планировании бизнес-проекта.
Руководством страны поручалось создать единую базу данных о земельном фонде и объектах недвижимости, однако в акиматах это поручение исполняется очень инертно. Геопорталы, созданные в регионах, в большинстве случаев абсолютно бесполезны для инвесторов, считает он.
Между тем, Агентство совместно с НПП проводит регулярный мониторинг данного направления и продолжит форсировать обеспечение прозрачности в сфере земельных отношений.
Много жалоб и на услуги субъектов естественных монополий. Это свет, вода, тепло, газ – то, с чем регулярно сталкивается каждый предприниматель, как при запуске нового бизнеса, так и в процессе его последующей деятельности.
- Коррупции тут, к сожалению, все еще хватает, - говорит Нурлан Жаксимбетов. - Мы уверены, что нет более эффективного способа нивелирования коррупции, чем цифровизация госуслуг. Выражаясь языком сегодняшнего дня, мы должны максимально "изолировать" бизнес от прямых контактов с чиновниками.
Второе направление – это культивирование добропорядочности самого бизнеса.
Как известно, в Мажилисе в первом чтении одобрен законопроект по вопросам противодействия коррупции, которым в том числе предусмотрено расширение круга субъектов коррупционных правонарушений. Теперь в их число попадут руководители структурных подразделений квазигоскомпаний, ответственных за проведение закупок и распределение проектов, финансируемых из госбюджета и Нацфонда.
Этим же законопроектом предусматривается создание антикоррупционных комплаенс-служб в квазигосударственном и частном секторах.
По словам спикера, Агентство намерено идти дальше и предлагает распространить понятие коррупции на частный сектор. Это международная практика. Аналогичные нормы действуют в большинстве развитых стран, а необходимость их принятия содержится в Конвенции ООН, рекомендациях ОЭСР и ГРЕКО.
- В первую очередь, это позволит защитить МСБ. Мы знаем, что вымогают взятки не только в госорганах и квазигосударственном секторе. По сей день в банках просят "откаты" за выдачу кредита, - подчеркнул Нурлан Жаксимбетов.- Не меньше коррупции в закупках частных производственных и добывающих предприятий. Даже в ритейле имеются годами отработанные схемы. Чтобы предпринимателю выставить свой товар на видном месте в супермаркете, помимо официального платежа ему необходимо дать еще и взятку менеджеру за лояльность.
Эта повестка актуальна еще и с учетом проводимой политики по передаче ряда госфункций в конкурентную среду, что подтверждается многочисленными жалобами граждан
на вымогательства со стороны частных судебных исполнителей.
Жаксимбетов уточнил, что эта инициатива только начала прорабатываться.
Одним из наших предложений, нацеленных на снижение регуляторной нагрузки на бизнес, является введение на законодательном уровне принципа "one in – one out". Суть его заключается в том, что введение одной новой регуляторной нормы должно исключать одну действующую. И распространять этот принцип предлагается на те нормы, которые значительно меняют "правила игры" для предпринимателей.
Подобная практика применяется в большинстве развитых стран с целью недопущения бюрократизации и зарегулированности ведения бизнеса. Великобритания, к примеру, пошла еще дальше и ввела правило "one in – two out".
По мнению спикера, введение такого подхода в Казахстане позволит улучшить регуляторную среду и ощутимо снизит коррупционные риски.