Сергея Спицына связывает с горами Алматы многое. Бизнесмен своими руками построил в алматинских ущельях тропы, мостики, природные целебные источники, посадил с коллегами деревья, в том числе яблони Сиверса, сообщает zakon.kz.
Он каждый день видит, как люди оставляют за собой в горах много мусора, небрежно относятся к природе, и потому к проекту Министерства экологии по развитию экотуризма в нацпарках Казахстана, то есть организации более цивилизованного отдыха отнесся с большой надеждой и воодушевлением.
- Прежде всего, хотел бы высказать свое мнение о новом проекте, как коренной алматинец. По линии бабушки я алматинец в пятом поколении, по линии дедушки – во втором. В два года мне поставили диагноз бронхиальная астма, и моим родителям посоветовали почаще возить меня в горы. Мы и жили рядом, тогда в районе улиц Ленина и Хаджи Мукана. Поэтому я с самого детства в горха, и все мои проекты связаны с горами. К примеру, я сделал застекленную беседку на Мынжылках, облагородил термальный источник в Горельнике, возле бывшего дома отдыха "Просвещенец" мы сделали рекреационную зону – остановки, беседки, большую набережную. В прошлом году в Алмарасане сделали проход в ущелье с мостами, так как прежний вход был закрыт новым владельцем, облагородили места для купания. Все это за счет собственных средств или с привлечением помощи от друзей, так как расходы составляют десятки миллионов тенге на каждый объект. Я лично ухаживаю за каждым из них. Также я сделал пять вольеров в нашем зоопарке, в том числе вольер белого медведя, амурскому тигру, медведям. Все объекты ранее были в страшном состоянии.
- В целом какие у Вас ожидания от развития экотуризма в нацпарке?
- В первую очередь, мы должны отстроить инфраструктуру. Приезжаешь на Иссыкское озеро, на БАО, в Алмарасан – там разруха, нет туалетов, ничего. Поэтому нужно сделать элементарные удобства, тропы. И люди начнут привыкать к новому поведению в нацпарках. При визит-центрах будут обучающие классы, вплоть до того, как правильно отдыхать на природе, что необязательно везти с собой полмашины продуктов, хватит и термоса с бутербродами. И, главное, дети будут с детства привыкать к цивилизованному отдыху в горах. Нам нужно ценить то, что есть. И не ограничиваться только тем, что внутри вашего забора, но и ухаживать за тем, что за ним, даже траву не подстригут.
У нас нет культуры отдыха, приезжают с шашлыками большими семьями, оставляя за собой горы мусора. Мне приходится постоянно в тонусе держать свои объекты, отправлять своих людей на уборку.
- Как сообщает Минэкологии, из 34-х объектов в проекте по экотуризму в нацпарке 20 – некоммерческие, то есть никакой прибыли инвестор с них не получит, плюс будет обустраивать тропинки на свой счет, что раньше делало министерство за счет бюджетных денег.
- Да, это так. Мы совместно с инвестором создали Фонд поддержки национальных парков и начнем привлекать туда деньги, делать правильные вещи – тропы, туалеты и т.д. С каждым годом людей в горах все больше. У нас нет даже культуры хождения по тропам. К примеру, в Европе на одном из курортов полторы тысячи километров лыжных трасс, летом эта вся зона – пешие тропы с подъемом не более 7-9 градусов, поэтому там спокойно ходят пожилые люди за 70-80 лет. У нас же дикие тропы, как протоптали, причем, топчут часто уже оголенные корни деревьев. Нужно делать альтернативную, правильную тропу, причем, с туалетами.
- Что дает инвестору более долгий срок аренды участков?
- Это дает возможность инвестору отбить свои инвестиции и более смело вкладываться в развитие экотуризма в нацпарке, так как затраты большие. Это мировая практика во многих развитых странах, к примеру, в США. Там нацпарки хорошо зарабатывают и развиваются. У наших лесников нет элементарных условий для работы: подходящей обуви для гор, их домики в ужасном состоянии, крыши протекают, как и гидро-посты, метеостанцции. Лесникам нужна специальная техника для передвижения. Нет единого дизайна объектов. Поэтому задача инвестора – сделать парк красивым, привести в порядок всю инфраструктуру.
- Не все люди, как Вы, с таким энтузиазмом ухаживаете за нашими горами…
- Меня часто спрашивают, зачем тебе это надо? А меня восхищают такие истории, как, к примеру, Медеу Пусурманов, который жил в ущелье Медео и сам садил все эти ели, деревья. И сейчас мы имеем такую красоту. Алматы на таких героях и держится. Было немало у нас таких людей, которые те же яблони Сиверса сохранили. И если мы не сбережем это все, то что останется нашим детям, внукам, в каком мире они будут жить? Это кажется, что тяжело, но когда люди увидят первые объекты экотуризма, когда поймут, как оно правильно бывает, то будет уже проще. Сейчас дети видят не совсем хорошие примеры.