Внесены изменения в некоторые нормативные правовые акты РК по вопросам регулирования финансового рынка |
В частности, изменения затронули следующие постановления: Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 30 мая 2016 года № 144 «Об установлении пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов для исламских банков, их нормативных значений и методики расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов для исламских банков»: часть четвертая пункта 10 изложена в следующей редакции: «В дополнение к значениям коэффициентов достаточности собственного капитала устанавливаются следующие значения буферов собственного капитала: требование к консервационному буферу выполняется на постоянной основе и составляет: с 1 января 2015 года - 1 (один) процент; с 1 января 2016 года - 1 (один) процент; с 1 января 2017 года - 2 (два) процента; с 1 июня 2020 года - 1 (один) процент; с 1 июня 2021 года - 2 (два) процента; для системно значимых банков: с 1 января 2015 года - 2,5 (две целых пять десятых) процента; с 1 января 2016 года - 2,5 (две целых пять десятых) процента; с 1 января 2017 года - 3 (три) процента; с 1 июня 2020 года - 2 (два) процента; с 1 июня 2021 года - 3 (три) процента; контрциклический буфер, размер и сроки введения которого устанавливаются уполномоченным органом не менее чем за 12 (двенадцать) месяцев до даты начала расчета контрциклического буфера. Диапазон размера контрциклического буфера составляет от 0 (нуля) процентов до 3 (трех) процентов от суммы активов, условных и возможных обязательств, взвешенных с учетом рисков; системный буфер, требование к расчету которого распространяется на системно значимые банки, признанные таковыми в соответствии с постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 23 декабря 2019 года № 240 «Об утверждении Правил отнесения финансовых организаций к числу системно значимых», зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 19925. Требование к системному буферу выполняется с 1 января 2017 года на постоянной основе и составляет 1 (один) процент от суммы активов, условных и возможных обязательств, взвешенных с учетом рисков; регуляторный буфер рассчитывается как отношение положительной разницы между провизиями (резервами), рассчитанными в соответствии с Руководством по формированию провизий (резервов) под обесценение активов банка в виде займов и дебиторской задолженности согласно приложению 1 к Нормативам, и провизиями (резервами), сформированными и отраженными в бухгалтерском учете банка в соответствии с МСФО и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности (далее - положительная разница) к сумме: активов, условных и возможных обязательств, взвешенных по степени кредитного риска; активов, условных и возможных требований и обязательств, рассчитанных с учетом рыночного риска; операционного риска.»; пункт 36 изложен в следующей редакции: «36. Для целей пункта 35 Нормативов под соответствующими заемщиками понимаются все заемщики - юридические лица, за исключением заемщиков - юридических лиц, соответствующих одному из условий, указанных в пункте 2 статьи 8-1 Закона о банках. Отношение размера риска банка по обязательствам акционерного общества «Банк Развития Казахстана» к собственному капиталу банка не превышает 0,5.»; пункт 44 изложен в следующей редакции: «44. В расчет высоколиквидных активов включаются: 1) наличные деньги; 2) собственные деньги на счетах в центральном депозитарии; 3) собственные деньги на счетах в клиринговой организации, являющиеся гарантийными, маржевыми взносами банка; 4) аффинированные драгоценные металлы; 5) исламские ценные бумаги, выпущенные исламской специальной финансовой компанией, созданной оригинатором - национальным холдингом, национальным управляющим холдингом, юридическими лицами, 100 (сто) процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат национальному управляющему холдингу; 6) вклады до востребования в Национальном Банке Республики Казахстан, в банках Республики Казахстан, а также в банках-нерезидентах, имеющих долгосрочный рейтинг не ниже «ВВВ-» агентства Standard & Poor's или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств; 7) вклады, размещенные на одну ночь в банках Республики Казахстан, а также в банках-нерезидентах, имеющих долгосрочный рейтинг не ниже «ВВВ-» агентства Standard & Poor's или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств; 8) исламские ценные бумаги стран, имеющих суверенный долгосрочный рейтинг в иностранной валюте не ниже «ВВВ-» агентства Standard & Poor's или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств; 9) исламские ценные бумаги иностранных эмитентов, имеющие рейтинг не ниже «ВВВ-» агентства Standard & Poor's или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств; 10) срочные депозиты в Национальном Банке Республики Казахстан. Ценные бумаги, указанные в части первой настоящего пункта Нормативов, включаются в расчет высоколиквидных активов, за исключением ценных бумаг, проданных банком на условиях их обратного выкупа или переданных в залог или обремененных иным образом в соответствии с законодательством Республики Казахстан.»; Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 13 сентября 2017 года № 170 «Об установлении нормативных значений и методик расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, размера капитала банка и Правил расчета и лимитов открытой валютной позиции»: часть четвертая пункта 6 изложена в следующей редакции: «В дополнение к значениям коэффициентов достаточности собственного капитала устанавливаются следующие значения буферов собственного капитала: требование к консервационному буферу выполняется на постоянной основе и составляет: для всех банков: с 1 января 2015 года - 1 (один) процент; с 1 января 2016 года - 1 (один) процент; с 1 января 2017 года - 2 (два) процента; с 1 июня 2020 года - 1 (один) процент; с 1 июня 2021 года - 2 (два) процента; для системно значимых банков: с 1 января 2015 года - 2,5 (две целых пять десятых) процента; с 1 января 2016 года - 2,5 (две целых пять десятых) процента; с 1 января 2017 года - 3 (три) процента; с 1 июня 2020 года - 2 (два) процента; с 1 июня 2021 года - 3 (три) процента; контрциклический буфер, размер и сроки введения которого устанавливаются Нормативами не менее чем за 12 (двенадцать) месяцев до даты начала расчета контрциклического буфера. Диапазон размера контрциклического буфера составляет от 0 (нуля) процентов до 3 (трех) процентов от суммы активов, условных и возможных обязательств, взвешенных с учетом рисков; системный буфер, требование к расчету которого распространяется на системно значимые банки, признанные таковыми в соответствии с постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 23 декабря 2019 года № 240 «Об утверждении Правил отнесения финансовых организаций к числу системно значимых», зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 19925. Требование к системному буферу выполняется с 1 января 2017 года на постоянной основе и составляет 1 (один) процент от суммы активов, условных и возможных обязательств, взвешенных с учетом рисков; регуляторный буфер рассчитывается как отношение положительной разницы между провизиями (резервами), рассчитанными в соответствии с Руководством по формированию провизий (резервов) под обесценение активов банка в виде займов и дебиторской задолженности согласно приложению 1 к Нормативам, и провизиями (резервами), сформированными и отраженными в бухгалтерском учете банка в соответствии с МСФО и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности (далее - положительная разница) к сумме: активов, условных и возможных обязательств, взвешенных по степени кредитного риска; активов, условных и возможных требований и обязательств, рассчитанных с учетом рыночного риска; операционного риска.»; часть тринадцатая пункта 19 изложена в следующей редакции: «Требования Нормативов по соблюдению минимальных значений коэффициентов достаточности собственного капитала k1, k1-2 и k2, включая буферы собственного капитала, не распространяются на банки, осуществляющие (осуществившие) реструктуризацию в соответствии с Законом о банках, крупным акционером которых является акционерное общество «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына», а также на банки, соответствующие критериям системно значимого банка, если одобренным уполномоченным органом планом мероприятий, предусматривающим меры раннего реагирования по повышению финансовой устойчивости банка, недопущению ухудшения его финансового положения и увеличения рисков, связанных с банковской деятельностью, определены значения коэффициентов достаточности собственного капитала k1, k1-2 и k2 и срок, в течение которого действуют значения коэффициентов достаточности собственного капитала.»; Также изменения затронули следующие постановления: Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 12 ноября 2019 года № 188 «Об утверждении Правил формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для банков второго уровня» Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 12 ноября 2019 года № 191 «О внесении изменений и дополнения в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 13 сентября 2017 года № 170 «Об установлении нормативных значений и методик расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов размера капитала банка на определенную дату и Правил расчета и лимитов открытой валютной позиции» Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 22 марта 2020 года № 19 «О приостановлении действия отдельных норм некоторых нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам регулирования финансового рынка и внесении изменения в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 марта 2017 года № 53 «Об утверждении условий и минимальных требований к порядку предоставления информации поставщиками информации в кредитные бюро, Правил оформления согласия субъектов кредитных историй на предоставление информации о них в кредитные бюро (за исключением кредитного бюро с государственным участием), оформления согласия на выдачу кредитного отчета из кредитного бюро, а также Правил и условий предоставления кредитного отчета» Также приостановлено действия некоторых норм с 30 марта 2020 года до 30 сентября 2020 года, в ряде постановлений: Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 30 мая 2016 года № 144 «Об установлении пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов для исламских банков, их нормативных значений и методики расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов для исламских банков» Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 13 сентября 2017 года № 170 «Об установлении нормативных значений и методик расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, размера капитала банка и Правил расчета и лимитов открытой валютной позиции» Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 22 декабря 2017 года № 269 «Об утверждении Правил создания провизий (резервов) в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности» Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 марта 2018 года № 62 «Об утверждении Правил осуществления классификации активов и условных обязательств по предоставленным микрокредитам, отнесения активов по предоставленным микрокредитам к сомнительным и безнадежным, а также создания провизий (резервов) против них» Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28 декабря 2018 года № 317 «Об установлении факторов, влияющих на ухудшение финансового положения банка и банковского конгломерата, а также утверждении Правил одобрения плана мероприятий, предусматривающего меры раннего реагирования, и Методики определения факторов, влияющих на ухудшение финансового положения банка (банковского конгломерата)» |