Переломный момент – Эрнар Курмашев прокомментировал конфликт в киноиндустрии

Также он рассказал о своем назначении в центр поддержки нацкино.

Недавно назначенный заместителем председателя государственного центра поддержки национального кино Эрнар Курмашев рассказал о причинах ухода с поста руководителя управления культуры Алматы, будущем креативной экономики и о планах развития отечественного кинематографа, сообщает zakon.kz.

Эрнар, ваше назначение можно назвать достаточно неожиданным. Возглавляя управление культуры акимата Алматы, вы занимались разработкой стратегии креативной экономики. Казалось, что направление очень перспективно, стратегия внедряется, или это не так?

Передо мной была поставлена задача не только привнести новый взгляд в развитие культуры города, но и заложить базис для креативной экономики. Культура во всем мире давно развивается по этому принципу, такой подход просто необходим и нашей стране. Особенно это актуально в период финансового кризиса, который возник в результате пандемии. Есть немало примеров, когда страны именно в тяжелые времена делали ставку на развитие креативной экономики, и от этого только выигрывали. У нее колоссальный мультипликативный эффект, больше чем у всех других отраслей. Представьте, каждый доллар, вложенный в креативную отрасль из госбюджета, привлекает четыре доллара честных инвестиций. В связи с этим Бакытжан Абдирович, выступая на Invest Forum Almaty в декабре прошлого года, огромное внимание уделил креативной экономике. Реализация стратегии, которую мы разработали, однозначно даст мощнейший импульс развитию города и позволит снизить зависимость экономики мегаполиса от "базарной иглы".

Какие шаги по внедрению этой стратегии уже предприняты руководством Алматы?

В стратегии мы разработали меры поддержки креативных предпринимателей, модернизацию существующей культурной инфраструктуры и созданию новых объектов креативной экономики. Отмечу несколько успешных моментов: пять городских библиотек модернизированы в общественные пространства. Отныне в них можно не только прочесть книгу, а отдать ребенка в творческий кружок, посетить мастер-класс, пообщаться с единомышленниками, используя бесплатный интернет и коворкинг-пространства. Уже в этом году алматинцы смогут увидеть еще 10 библиотек, модернизированных по такому принципу. Кроме того, в Алатауском районе запущен проект креативного хаба. Это уже более масштабный проект, другой уровень. В хабе предусмотрены коворкинги для креативных предпринимателей, помещения для кинопоказов, для уроков вокала, творческих студий и многое другое. Такие же хабы со временем появятся во всех районах города. В среднесрочной перспективе будут созданы парки креативных индустрий, а в долгосрочной – целый творческий квартал. Международный опыт показывает, что такие кластеры дают мощный мультипликативный эффект. Креативные предприниматели и творческие деятели в постоянной конкуренции и кооперации создают колоссальное количество продуктов интеллектуальной собственности.

Пандемия, а впоследствии и жесткий карантин практически парализовали деловую активность Алматы. Как они отразились на креативной отрасли?

С самого начала пандемии, в период карантина управление культуры занималось информационной работой. Были созданы чаты в мессенджерах, в которые включили представителей культуры, деятелей медиа, шоу-бизнеса, кинобизнеса. Мы регулярно предоставляли достоверную, официальную информацию по коронавирусной инфекции, рекомендации по защите от вируса. Были отсняты, смонтированы и распространены социальные ролики, объясняющие, рассказывающие самое важное. Креативные предприниматели, которые остались без проектов на этот период, были привлечены для организации онлайн-мероприятий, творческих кружков, мастер-классов для жителей Алматы. Помогали алматинцам получить и полезную, и развлекательную информацию.

Основной ваш опыт работы все-таки связан с бизнесом, с киноиндустрией. Было ли вам комфортно в костюме чиновника, или вы воспринимаете свое нынешнее возвращение с облегчением?

Для меня было очень важно попробовать себя в этом качестве. Я понял, что такое госслужба, прошел колоссальную школу, за которую очень благодарен акиму Бакытжану Абдировичу, моему куратору Ержану Жалбаковичу и всей команде акимата, которая меня поддерживала. Я ушел с благодарственным письмом и добрыми напутствиями от руководства, с чувством хорошо сделанной работы. Хотел бы подчеркнуть, что работа по развитию креативной экономики будет продолжена, абсолютно уверен в этом. В подтверждение тому, отмечу, что я принял участие в отборе программы "Лидеры изменений" при фонде Первого Президента и правительстве, стал лидером команды, которой доверили задачу развития креативной экономики. Это отличная возможность представить свое стратегическое видение на правительственном уровне. Недавно у нас состоялась первая отчетная встреча с премьер-министром, и Аскар Узакпаевич поддержал наши инициативы и предложения. Он отметил, что креативная экономика может стать ядром развития новой экономики страны.

Вернемся к вашему назначению в госцентр поддержки национального кино. Как и почему это случилось?

Поступило предложение от министерства войти в руководящий состав госцентра поддержки национального кино. Это, на мой взгляд, одна из наиболее перспективных организаций, которая внесет большой вклад в развитие киноиндустрии. Как раньше работал "Казахфильм"? Заказывал фильмы у производителей и забирал 100% прав. Госцентр же работает по принципу, принятому в фондах кино во всем мире. Он софинансирует коммерческие проекты или полностью обеспечивает социально значимые, не забирая при этом 100% прав на фильм. Производитель должен быть заинтересован в том, чтобы как можно больше зрителей посмотрело его кино. В этом случае он понимает, что заработает с продажи билетов и будет стараться сделать качественный, смотрибельный продукт. Во времена, когда все государственные деньги шли через "Казахфильм", существовала мотивация только заработать с кинобюджета, 80% лент попадали на полку. Это неправильный подход, я рад, что он изменился.

Зная ситуацию изнутри, как вы оцениваете состояние казахстанского кинематографа, его перспективы развития?

У казахстанского кинематографа и анимации огромные перспективы. Это основные, базовые индустрии, которые двигают вперед креативную экономику всей страны. Производство кино объединяет писателей, художников, музыкантов, модельеров, ремесленников. Развитие отечественной кино и анимационной индустрий напрямую положительно сказывается на IT-сфере, туристической отрасли, многих других. Надо создавать качественные проекты, в расчете не только на казахстанского зрителя, но и на интерес к ним за рубежом.

Эрнар, ваше назначение произошло в достаточно сложный момент для казахстанского кинематографа. Индустрию в последнее время сотрясают громкие конфликты, звучат резкие, обвиняющие заявления представителей отрасли. Как вы к этому относитесь?

То, что сейчас происходят определенные конфликтные ситуации в киноиндустрии я оцениваю, как своеобразный переломный момент. Причем, переломный в лучшую сторону для всей индустрии национального кино. Идет смена поколений, старшее поколение привыкло работать в определенной советской методике, делать проекты с огромными бюджетами, без особой добавленной стоимости и коммерческой составляющей. Их молодые коллеги шагают в ногу со временем, создавая за небольшие бюджеты проекты, которые стреляют и идеологически, и для имиджа страны, и кассово. Государство это осознает и все больше начинает доверять индустрию молодым продюсерам. С чем, конечно же, старшее поколение не хочет мириться. До того, как я возглавил управление культуры, я считал, что это происходит только в кинематографе. Оказалось, что подобный перелом наметился сейчас во всех отраслях культуры: в литературе, в живописи, у ремесленников. И это хорошо. В какой-то степени наша культура осталась в советском союзе. И переход ее к нынешним реалиям катализирует пандемия и связанный с ней экономический кризис.

Какие первые шаги вы намерены предпринять, войдя в руководство госфонда поддержки нацкино?

Я пришел в фонд с созидательным настроем. Помимо конфликтов в нашей киноиндустрии огромное количество системных проблем, которые особенно обострились в период пандемии. И их необходимо решать. Из-за этих проблем индустрия теряет колоссальные деньги, не может привлечь частные инвестиции, естественно, казна не дополучает. В первую очередь, необходимо начать борьбу с пиратством. Когда мы победим пиратство, наши фильмы смогут зарабатывать на онлайн-площадках, как это происходит во всем мире. Второй момент – необходимо правильно выстроить систему электронных билетов. Это важно не только производителям, но и кинотеатрам. Если кинотеатры начнут работать "в белую", их капитализация будет увеличиваться. Крупные инвесторы смогут увидеть реальную картину индустрии и начнут заходить на рынок. В-третьих, инфраструктура. Необходима программа кинофикации регионов. Во многих городах с более чем 50 тысячами населения нет кинотеатров. А это такой же важный объект инфраструктуры, как больницы, школы или библиотеки. В-четвертых, необходимо привить казахстанцам любовь к отечественным фильмам, мультфильмам. Естественно, для этого нужно производить качественный контент, а не фильмы, которые ложатся на полку. В-пятых, необходимо развивать ко-продукцию и выходить на рынки Китая и России. Это два огромных открытых для нас океана, но мы там рыбу не ловим. Безусловно, добиться этого возможно только объединившись, прекратив нелепую борьбу поколений. Необходимо развивать наше кино в этот сложный период, а старшее поколение должно выступить менторами и поддержать молодых.

Актау Актобе Алматы Китай Кызылорда Нур-Султан Семей
Следите за новостями zakon.kz в: