Сложный и тернистый путь, пройденный казахским народом за прошедшие столетия, ознаменовался очередным историческим вызовом, связанным с необходимостью формирования новой казахстанской идентичности в сложных и противоречивых условиях современности. Как отметил Елбасы Нурсултан Назарбаев навсегда остаться с народом должны лишь такие достояния, как традиции и обычаи, родной язык, а также музыка, литература и свадебные обряды.
Так как без сохранения культурного наследия нации невозможно запустить процесс модернизации. Препятствующими же звеньями на этом пути являются факторы, отрицающие развитие на корню: к ним относятся разделение единой нации по регионам, родам и жузам, а также кумовство, которое процветает на ступенях карьерных лестниц в самых разных сферах. Остановимся подробнее на каждом из перечисленных факторов.
Как известно, казахский народ состоит из трех жузов и множества родов.
Жузы служили для управления огромной степной территорией и играли роль административных единиц. Но суть в том, что сплотившись, казахи, как единая нация одержали победы в самых главных, решающих битвах. Первый президент республики в своих интервью не раз приводил в пример Абылай хана, по обе стороны которого сопровождали батыры из разных местностей и родов. Нужно отметить, что разделение на роды и жузы – это "феномен" казахского народа. Такого принципа не было замечено ни у одной нации в мире.
Но, справедливости ради нужно отметить, что на тот момент разделение по родам было, безусловно, верным решением, дабы защититься от кровосмешения и предотвратить непоправимое – исчезновение нации.
Конечно, на сегодняшний день институт родоплеменной структуры для казахов неактуален, это уже не работает. Раньше, если казах уходил из своего рода, то попадал в неприятное социальное положение. Сегодня и на работу принимают по другим критериям: рассматривая опыт работы и личные качества, в редком случае обращают внимание на родовую принадлежность. Сейчас разделение на роды и жузы скорее воспринимается как разновидность духовной слабости, которая мешает формированию казахов как единой развитой нации.
Как показывает история, любое деление в рамках одного народа может повлечь за собой негативные последствия для государства в целом. Когда в стране нет единства по базовым ценностям и целям, она становится объектом внимания внешних игроков, исходящих всегда из собственных национальных интересов.
Разобщенность, интриги, подсиживание, отсутствие взаимовыручки – это все формы проявления инверсированного индивидуализма и соперничества, присущие исключительно кочевому менталитету. В былые времена лишь общий враг и общая цель могли объединить соперничающих батыров. Новый национальный идеал должен гармонично сочетать уважение к личности, желание быть личностью с чувством общенационального единства, патриотизма, верховенством общенациональных интересов.
И если родовая принадлежность в современном Казахстане отходит на задний план, такие понятия как "семейственность" и "кумовство" не перестали существовать. На научном языке это называется "непотизм". Само слово имеет итальянское происхождение и укоренилось еще в средние века, когда Папа Римский, укрепляя свою власть, раздавал высшие церковные должности сначала племянникам, потом сыновьям, внукам и другим родственникам.
В Казахстане часто аналогом непотизма является понятие "агайыншылык", что можно истолковать как "обязательства или отношения, проистекающие из факта родства кого-то с кем-то". Как бы мы это не называли, по сути, все понятия отражают факты служебного покровительства родственникам и знакомым людям. Необходимо осознать тот факт, что кумовство – это один из главных факторов, препятствующих развитию личностному, а в следствии и государственному. В сознании людей, которых устроили на работу "по блату" попросту не наблюдается какое-либо стремление к совершенствованию своих профессиональных навыков, к новым достижениям и свершениям.
Происходит это в связи с наличием высокопоставленного родственника или знакомого, своеобразной "крыши", что является гарантом неприкосновенности даже при самых крупных профессиональных провалах. Даже у низшего звена управленческого аппарата утрачиваются стимулы к повышению уровня квалификации, поскольку их профессиональные качества в карьерном росте в условиях непотизма во внимание не принимаются.
К тотальной коррупции, взяточничеству, казнокрадству и загниванию всего общественного строя приводит отсутствие конкуренции и объективного отбора талантливых людей. Китайский философ и древний мыслитель Конфуций говорил: "Хорошее правление - когда довольны те, кто рядом, и приходят те, кто издалека".
Конфуций и его преемники основали систему воспитания госслужащих: критерием отбора чиновников стала не принадлежность к богатому и знатному роду, а личные заслуги и интеллект.
Елбасы Нурсултан Назарбаев в своей статье "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания" заявил, что Казахстан стоит на пути строительства меритократического общества, где каждый должен оцениваться по личному вкладу и по профессиональным качествам. Данный принцип управления исключает региональное разделение единой нации, разделение на роды и жузы, как и исключает кумовство, а также все из этого вытекающее.
Первый президент называет эти привычки и пристрастия архаическими и совершенно не вписывающимися в современный глобальный мир. Если принцип меритократии удастся внедрить в полной мере на всех уровнях, руководящие посты будут занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка. В качестве примера Елбасы привел работу Назарбаев Университета, президентом которого является специалист из Японии – Господин Шигео Катсу.
Нурсултан Назарбаев отметил, что в данное учебное заведение поступают только те, кто действительно обладает соответствующими знаниями.
Никаких блата и свата. Вот так должно быть везде, - не раз говорил Елбасы.