Более трех лет назад Первый Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев представил народу программную статью "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания", которая стала идейной платформой и фундаментом качественных преобразований, начавшихся во всех сферах жизни нашей страны. Сегодня реализация программных установок, обозначенных в статье Елбасы, позволяет открыть молодому поколению новые возможности конкурентоспособности в будущем и провести нашу страну по пути истинной модернизации и совершенствования.
На мой взгляд, принципиально важным является данный призыв Нурсултана Абишевича: каждому казахстанцу в жесткой, конкурентной борьбе постоянно прогрессировать, двигаться вперед, отказываться от пережитков прошлого и использовать лучшие традиции народа.
Сегодня я хочу затронуть тему изменения сознания не общества в целом, а в частности работников, находящихся на государственной службе. Возможно, вы слышали о том, что для становления прочного, профессионального и конкурентоспособного государственного аппарата в стране проведены несколько реформ. Идеальная модель госслужбы включает в себя принципы эффективности, результативности, меритократии, прозрачности, ориентированности на запросы населения. И руководство нашей страны это как никогда отчетливо понимает. Открытость также стала одним из главных принципов работы государственных органов на сегодняшний день, что не может не радовать. Участились случаи проведения встреч с населением, открытых диалогов как в оффлайн, так и в онлайн-формате. Госслужащих сегодня можно "встретить" в социальных сетях, добавить их в друзья и даже решить некоторые свои вопросы напрямую в личных сообщениях, обходя стороной привычный формат - через официальную запись на прием.
Но, на мой взгляд, самое важное предназначение современных личностей, работающих на государственной службе – самоотверженно и с особой ответственностью относиться к своим обязанностям, выполнять свою работу исключительно на благо граждан страны. Эти стремления нужно только поощрять и укреплять.
Внутренний мир человека - не безжизненная груда кирпича или камней. Каждая наша мысль отражается в общей системе и негативно или позитивно воздействует на нее. Размышляя, человек создает свою реальность. Поэтому, осознание своей роли и своего предназначения, изменение отношения к работе государственного служащего позволят разрушить стереотипы о бюрократизме в государственных органах. Если каждый отечественный чиновник – от руководителей до рядовых сотрудников, осознает свою высокую роль в казахстанском обществе, начнет добросовестно исполнять возложенные на него функциональные обязанности, будет заниматься самообразованием и способствовать личностному росту, то я уверен, что доверие к госаппарату будет только расти, а качество оказания госуслуг в нашей республике заметно выйдет на новый уровень. Разумеется, работа над собой требует огромных усилий, ведь для того, чтобы хоть немного сдвинуться с места необходимо основательно изменить свой образ мыслей. Если мы обратимся к истории, то поймем, что только эволюционное развитие дает нации шанс на процветание, о чем часто упоминает Елбасы. В противном случае мы снова попадем в исторический капкан. Эволюционное развитие как принцип идеологии должно быть одним из ориентиров на личностном, индивидуальном уровне для каждого казахстанца.
Поэтому, я уверен, что многие государственные служащие это уже осознали и начали собственный путь к самореализации.
Примечательно, что в стране запустили проект "Өзгерістерді өзіңнен баста" ("Начни изменения с себя"), нацеленный на трансформацию мышления государственных служащих. В рамках него применяются новые подходы к модернизации сознания самих чиновников, а также и к изменению стереотипного восприятия обществом отечественных госслужащих.
Одним из главных факторов, согласно данному проекту, который влияет на модернизацию сознания госслужащих, начиная от руководителей, является развитие "софт скиллов" - гибких навыков. Понятие, разумеется, неоднозначное и очень обширное, но в целом, оно подразумевает под собой развитие способностей слушать и слышать. Более того, я уверен, что в скором времени настанет тот момент, когда одним из решающих критериев при отборе на государственную службу станет высокий эмоциональный интеллект.
Само собой разумеющееся, что госслужащие должны всегда действовать строго в рамках закона. Коллегам лучше открыто говорить друг с другом о непринятии таких моделей поведения, а руководители должны на собственном примере демонстрировать и доказывать это. Не сомневаюсь в том, что великая сила слова и наглядного примера может существенно улучшить ситуацию.
Параллельно также необходимо принимать меры по упрощению самого государственного аппарата. Как говорится, здоровый рационализм никто не отменял. Население зачастую задается вопросом: "Чем они там занимаются?", можно услышать и такие высказывания: "Просто сидят и "штаны протирают". Все процессы идут медленно, никто ничего не делает!". Поэтому, в первую очередь, конечно, важно открыто рассказывать о том, какая работа проводится, и что любые изменения невозможно внедрить по щелчку пальца. Как правило, госслужаще подходят к решению даже одного не слишком масштабного вопроса системно: это требует проведения нескольких встреч, принятия ряда конкретных решений, составления плана действий и только затем становится возможным приступить к реализации. В зависимости от сложности это может занять от месяца до полгода. Конечно, нужно правильно доносить эту информацию до людей. Но при этом, решать проблему в корне, упрощая существующий алгоритм работы.
Отталкиваться на начальном этапе, на мой взгляд, нужно с простых вещей, которые посильны каждому госслужащему:
писать кратко, но емко; говорить лаконично, но доступно; уметь работать с электронными носителями вместо бумажных документов, которые через несколько лет канут в лету.