Мы закупим в России, а вы держитесь. Минобороны ответили отпиской заводу бронетехники

Уникальный завод по выпуску военной техники могут закрыть на территории Казахстана.

Единственное предприятие в Казахстане по выпуску военных бронированных колесных машин (БКМ) ТОО "Казахстан Парамаунт Инжиниринг" рискует остаться без госзаказа на 2021 год. Это неминуемо повлечет за собой увольнение нескольких сотен человек и что самое главное - ставит под угрозу имидж страны, национальную безопасность, а также приведет к потере позиций в мировых инвестиционных рейтингах.

Дело в том, что министерство обороны Казахстана, несмотря на подписанный двусторонний меморандум, не планирует в 2021 году закупать продукцию предприятия, что приведет к его закрытию. По словам чиновников минобороны, меморандум не имеет юридической силы, что и позволяет ведомству так себя вести. Ранее на жалобы производителя бронетехники к Президенту в Минобороны ответили, но ответ больше похож на отписку, мол, вы нам нужны, но тем не менее бюджет сокращают и оставляют завод без наполняемости, передает корреспондент zakon.kz.

ТОО "Казахстан Парамаунт Инжиниринг" занимается производством современных бронированных колесных машин, таких как БКМ "Арлан", "Барыс 8х8", "Барыс 6х6", "Алан" и "Номад". Завод построен за счет частных средств в 2015 году. В 2016 году состоялся первый выпуск БКМ. Он базируется в городе Нур-Султане. В общей сложности здесь работает более 200 сотрудников. При этом взаимодействуют еще с несколькими смежными производствами. В общей сложности производственный процесс охватывает порядка пяти тысячи человек, включая смежников. Надо отметить, что такое предприятие является единственным не только у нас в стране, но и во всей Центральной Азии. Машины производят по технологии MRAP (англ. mine resistant ambush protected — защищенный от подрыва и атак из засад, миностойкий засадозащищенный). Обучение кадров проходило за рубежом. В целом, казсодержание составляет 72%. Все технологические процессы производится на территории завода, включая резку, металла, гибку, сварку, покраску, изготовление корпуса, производство электрических систем, написание программного обеспечения и т.д.

Мы ожидаем от Министерства долгосрочное планирование в области перевооружения, которого мы не видим. Сегодня, к сожалению, когда там меняется руководство, соответственно, меняются и приоритеты в закупках. Например, один из министров покупает азиатское, другой министр - европейское, третий – развивает авиацию и так далее. Эта разноплановость, отсутствие общей стратегии, она влияет, в том числе на наш завод, - говорит гендиректор ТОО Ербол Салимов.

Сейчас проблема заключается в том, что ведомство, которое с одной стороны должно быть заинтересовано делать госзаказ у себя в стране, закупает аналогичную продукцию в России. Это обстоятельство вызывает справедливое недоумение у руководства ТОО, так как предприятие изначально ориентировано на обеспечение собственной казахстанской армии военной спецтехникой собственного производства. На деле получается, что министерство не заинтересовано в загрузке завода и в обеспечении армии отечественными машинами. Последние, кстати, сегодня превосходят по техническим характеристикам современным оборудованием российские.

К сожалению министерство обороны не хочет нести ответственность за оборонно-промышленный комплекс. Они говорят просто - у нас есть свои задачи и мы будем их решать, неважно, где покупать технику - в России, Турции или Европе. Но нет политики в отношении нас. Но на мой взгляд, сначала они должны предложить нам произвести БКМ (бронированную колесную машину), сделать для них, а потом уже, если мы не можем, если оборонно-промышленный комплекс, в том числе наш завод, не может этого сделать, тогда они уже должны искать на стороне, - полагает Салимов.

По его словам, у ТОО отсутствует контракт с Минобороны на 2021 год. В связи с этим существует угроза закрытия предприятия, потери рабочих мест, а казахстанская армия останется тогда без современных БКМ, превосходящих по спецификации и техоснащению подобные машины из других стран. Да, есть меморандумы, заключенные с Минобороной, но они не дают четкого плана, сколько и когда производить. У ведомства вдобавок отсутствует общая стратегия развития оборонно-промышленного комплекса в долгосрочном периоде.

Первый предлог, что нам говорят - секвестрировали бюджет. Второй - отсутствие потребности. Но опять же, намедни они сами подтвердили, что потребность есть, до 2030 года. А насчет финансирования впервые в жизни за всю независимость Казахстана я впервые вижу, чтоб военный бюджет секвестрировали. Никогда такого не было. Елбасы всегда поддерживал оборонную промышленность и ведомство наше, потому что есть четкое понимание нашего стратегического положения в Центральной Азии. Территория большая, ее в случае необходимости нужно будет защищать, но при этом, секвестрируя бюджет, многие контракты с зарубежными поставщиками оставили без изменений, хотя должно быть наоборот. Они как работали, так и работают, - отметил гендиректор такую особенность.

Сейчас руководство предприятия пытается достучаться до Президента страны, с тем, чтобы он обратил свое внимание на ситуацию. Ведь для правительства должно же иметь какое-то значение, производить здесь и поддерживать отечественных товаропроизводителей или же закупать за границей. К тому же БКМ делают с применением самых современных технологий MRAP, они обладают высокой степенью защиты экипажа. То есть в случае подрыва такой спецтехники на мине, находящиеся внутри военной машины солдаты остаются живыми и невредимыми. Задают, конечно вопросы по поводу того, почему завод не экспортирует БКМ в другие страны, но если собственная страна не закупает, то это сразу вызывает вопросы у потенциальных заказчиков.

Мы только нарабатываем свою репутацию и очень важно, чтобы в её формировании активно принимало наше собственное министерство обороны, к мнению которого будут прислушиваться, как к эксплуатирующей эту технику стороне. Это мировая практика. Если завод остановит свою работу, то остановятся и запланированные нами инвестиции в размере 16 млрд тенге на 2 новых производства в Казахстане. Это обстоятельство может также сказаться негативно на инвестиционном рейтинге Казахстана. Конечно, предприятие может свернуться и переехать в другую страну. Уже даже есть такие предложения. Но мы, как это не громко звучит, патриоты своей Родины и хотим работать на страну, ведь хочется же иметь и хорошо оснащенную казахстанскую армию, и безопасность военнослужащих во время несения службы, и чтобы покупали у нас, а не мы у кого-то, - заключил Салимов.

Следите за новостями zakon.kz в: