1 сентября Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в своем послании озвучил ряд поручений по ряду направлений. Одним из предложений было создание единого портала для онлайн-петиций.
Благодаря социальным сетям проблемы, не находящие решение на местах, становятся известными всей стране. Надо создать единый легитимный институт онлайн-петиций для инициирования гражданами реформ и предложений, - сказал Токаев.
Президент также отметил, что подобная платформа должна быть защищена от каких-либо манипуляций, например, накрутки голосов.
Правительству во взаимодействии с гражданским обществом предстоит разработать нормативно-правовую базу и решить все технические вопросы, касающиеся этого важного проекта, - добавил он.
Редакция zakon.kz изучила, какие зарубежные сайты с онлайн-петициями существуют, и действительно ли они влияют на решения политиков.
Пожалуй, самой известной платформой является change.org, которая была запущена 7 февраля 2007 года. По состоянию на 2018 год количество пользователей платформы выросло до 266 миллионов человек.
Среди известных и успешных петиций можно назвать спасение байкальских нерп от браконьеров. Петицию против браконьерства поддержало почти 375 тысяч человек. Незаконную охоту запретили, разрешив только "фотоохоту".
В Испании пользователи портала смогли повлиять на компанию по производству яиц. Куриц-несушек содержали в тесных маленьких клетках, поставленных друг на друга, что негативно влияло на качество продукта. Около 100 тысяч подписей привели к тому, что производитель пообещал изменить условия содержания куриц.
Правительство Индонезии усилило меры по сокращению пластиковых отходов после собранных на сайте 38 тысяч подписей. Инициаторы петиции заявили о необходимости взимания платы за одноразовые пакеты.
Японский производитель косметики решил отменить тестирование продуктов на животных после 21 тысячи подписей. Это решение было принято несмотря на то, что подобные тесты не запрещены законами страны.
В 2013 году около миллиона испанцев подписали петицию за отставку всех членов правительства. Это произошло на фоне коррупционного скандала, в котором были задействованы ключевые лидеры Народной партии, в том числе премьер-министр Испании Мариано Рахой.
В США 2,2 миллиона пользователей призвали привлечь к ответственности полицейского, застрелившего 17-летнего афроамериканца. После нескольких судебных процессов полицейского оправдали и отпустили на свободу. Тем не менее, к этому инциденту было привлечено внимание.
В Казахстане одними из самых "подписываемых" петиций были за ужесточение наказания живодерам, закрытие алматинского зоопарка, признание загрязненного воздуха главной проблемой Алматы, а также против строительства курорта "Кок Жайляу".
Эта платформа часто подвергается критике за возможную накрутку голосов. Платформа не позволяет определить ни правильность заполнения персональных данных, ни реальность существования подписывающего лица. Для голосования достаточно лишь e-mail адреса, который можно регистрировать в неограниченных количествах с помощью ботов. Кроме этого, у подписей нет никакой юридической силы.
В ответ на критику создатели платформы заявляют, что она позволяет привлечь внимание общественности, СМИ и властей к определенной проблеме.
Еще одной известной глобальной общественной организацией с возможностью создания онлайн-петиций является Avaaz. Помимо инициирования глобальных инициатив, сообщество запустило онлайн-платформу для петиций в 2012 году.
После открытия более восьми тысяч членов организовали кампании по сбору подписей по самым разным вопросам.
Так, более 20 тысяч человек подписали обращение главе ВОЗ с просьбой обратить внимание на ситуацию с COVID-19 в Беларуси.
Более 55 тысяч человек изъявили желание, чтобы Франция взяла под свой контроль Ливан после взрыва в Бейруте и политического кризиса в стране.
В России среди кампаний, инициированных членами сообщества, наиболее крупными стали петиции в защиту музея-заповедника "Кижи". Эти петиции были впоследствии запущены как национальные кампании. Еще одна петиция, созданная членом сообщества против добычи на Украине сланцевого газа с применением экологически опасной технологии фрекинга, получила значительную поддержку и была расширена до национального уровня.
В 2018 году в Узбекистане разработали портал коллективных электронных обращений Mening fikrim ("Мое мнение").
После подачи обращения петиция проходит экспертизу - не противоречит ли оно законодательству. Чтобы парламент принял петицию на рассмотрение, обращение должно получить не менее 10 тысяч голосов.
По данным портала, Законодательная палата парламента Узбекистана рассмотрела семь обращений, набравших более 10 тысяч голосов, и еще две петиции изучены на местном уровне.
Так, петиция об улучшении охраны деревьев появилась в мае 2018 года и за 12 дней собрала нужное количество подписей. 27 июля она стала первой онлайн-петицией, которую рассмотрела нижняя палата Олий Мажлиса. Парламентарии признали наличие проблем с сохранением древесного фонда, однако поддержали лишь часть предложений.
В той или иной форме Законодательной палатой одобрены обращения об отмене доверенностей на право пользования и управления транспортными средствами между близкими родственниками, установке светофоров с обратным отсчетом времени, предупреждении жестокого обращения с животными и другими.
Возможность создания платформы с онлайн-петициями в Казахстане, возможно, будет обсуждаться в течение месяца на заседаниях Правительства. Пока неизвестно, в чьем ведении будет подобная платформа, и каким будет процесс создания петиций.
Тем не менее, по мнению старшего научного сотрудника Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Жанар Санхаевой, онлайн-петиции являются одной из востребованных форм участия общества в политической жизни страны.
Эксперт привела в пример по вопросу об онлайн-петициях инициативу общественного движения "Казахстан-2050", которое в 2016 году выступило с предложением о создании такой платформы. В мае 2020 года, в рамках конкурса "Цифровое гражданство", одним из проектов-победителей стал проект "е-Петиции".
В последние годы в Казахстане отмечаются изменения в мотивах и формах политического участия. Во-вторых, последствия пандемии еще раз подчеркнули важность внедрения цифровых технологий в повседневную жизнь населения, в том числе и в вопросах политического участия. В-третьих, приверженность непрерывному процессу политического реформирования и концепции "слышащего государства" требует актуализации и постоянного обновления форм взаимодействия государства и общества, - сказала она МИА "Казинформ".