Насколько правомерны требования казахстанцев о кредитной амнистии

Фото: zakon.kz
Получается, что за одних недобросовестных плательщиков будут вынуждены платить другие члены общества.

Одним из требований участников согласованных митингов, которые прошли воскресенье 13 сентября Алматы, Караганде, Актобе и Семее, стало предоставление кредитной амнистии. Своим мнением о том, насколько правомерно это требование вышедших на улицу казахстанцев, с журналистом zakon.kz поделился казахстанский политолог Талгат Калиев.

По мнению спикера, если у людей есть свое мнение, то они имеют право его высказать, тем более, если это сделано в правовом поле. А что касается кредитной амнистии, как идеи, то это в целом вопрос, конечно, дискутируемый и очень спорный. Во-первых, это идет вразрез с принципом социальной справедливости. Кто-то позаимствовал у банков несколько десятков миллионов тенге, кто-то – несколько сотен тысяч, а кто-то и вовсе привык полагаться только на себя и старается не залезать в кредитную кабалу. Соответственно одни получат от амнистии максимальную выгоду, другие – минимальную, а третьи – и вовсе ничего.

Я сам к кредитам отношусь крайне осторожно, и точно негативно отношусь и к всякого рода кредитным амнистиям. Потому что в реальности это подрывает устойчивость всей финансовой системы. Ведь люди кредиты берут для того, чтобы их потом возвращать, а не для того, чтобы им потом их прощали. И люди должны нести ответственность за принятые на себя финансовые обязательства. Должны соответственно планировать свои расходы. Кредиты ни в коем не должны провоцировать иждивенческие настроения и заемщики не должны рассчитывать на то, что им потом это кто-нибудь когда-нибудь спишет. Потому что это не путь к здоровому обществу. Ведь кредитная амнистия это не просто списание кредитов. Деньги, как энергия, не появляются из ниоткуда и никуда не исчезают. Они перетекают из одного места в другие. Соответственно, если кому-то где-то спишут кредиты, то государство должно будет возмещать банкам недополученные средства. А у государства нет ничьих денег, кроме денег налогоплательщиков. Соответственно получается, что за одних недобросовестных плательщиков будут вынуждены платить другие добросовестные члены общества, – считает Талгат Калиев.

В общем, получается, мало того, что помогать "амнистированным" государство будет в том числе и за счет налогоплательщиков, так еще и в госказне останется меньше средств на оказание финансовой поддержки социально уязвимым категориям населения, на повышение зарплат учителям, врачам, на другие нужды, включая те, которые так или иначе касаются интересов большей части казахстанцев. Общая сумма розничных кредитов по стране сегодня оценивается в 7,5 триллиона тенге. Для того, чтобы можно было сопоставить, совокупный объем всех расходов республиканского бюджета, запланированных на нынешний год, равен 12,7 триллиона тенге.

Также нужно знать, на что были взяты кредиты. Возможно, большинство действительно брало их на первоочередные и неотложные нужды. Но ведь многие казахстанцы с легкостью влезали в долги ради проведения свадеб, юбилеев, необязательной покупки автомобилей, дорогостоящей бытовой техники. Кроме того, нужно понимать, что именно из-за тех, кто набрал кредитов и не хочет их погашать, страдают другие – те, кому деньги нужны действительно на самое необходимое, и кто готов потом сполна вернуть их банкам.

Стоит напомнить, что год назад по поручению главы государства многим малоимущим казахстанцам простили их долги. Согласно официальным данным, почти 554 тысячам наших соотечественников была погашена основная задолженность на общую сумму 115 миллиардов тенге, а 1,2 миллиона граждан получили списания по штрафам и пени на 33,6 миллиарда тенге. Эту частичную амнистию, призванную облегчить участь людей с низким уровнем доходов, некоторые, видимо, восприняли как сигнал к тому, чтобы еще больше просить.

Но в целом меня лично радует, что митинги проходят. И проходят они в правовом поле. Скорее, думаю, это такая проба пера. Может быть первый блин комом. Но в обществе и в стране достаточно проблем – очень острых, системных, которые нужно поднимать. И они затрагивают большое количество людей. Ведь и в образовании, и в здравоохранении, в пенсионной системе выявляется масса проблем. Большей частью конечно уровень гражданской зрелости определяет, не когда люди выходят на митинг только свою проблему озвучить, как, например, списать им кредиты, а когда выходят, чтобы улучшить жизнь в стране. Чтобы обратить внимание на конкретные системные проблемы, решение которых позволило бы в целом улучшить экономический климат в своем государстве, – подытожил Талгат Калиев.

Подготовил Владимир Демидов

Астана
Актау
Актобе
Алматы
Кызылорда
Семей
2020 год

Читайте также

Следите за новостями zakon.kz в:

Популярные новости

Сына Леры Кудрявцевой увезли на скорой в Новый год

Максим Галкин и Алла Пугачёва порадовали поклонников совместным танцем

Житель Астаны с двойным гражданством 10 лет получал пенсии в Казахстане и России одновременно

Кристина Орбакайте обратилась к подписчикам

Землетрясение произошло в 353 километрах от Алматы