Более 30 тысяч казахстанцев ежегодно сталкиваются с диагнозом "рак", около 15 тысяч из них приходят к врачам на поздних стадиях.
Почему, как снизить смертность от онкологии и обязательно ли ехать в Корею или Израиль в поисках лечения, рассказала заведующая Центром женского здоровья Национального научного онкологического центра, врач онколог-гинеколог высшей квалификационной категории, кандидат медицинских наук Шакирова Аида Фазыловна.
- Аида Фазыловна, все мы понимаем, что онкология относится к коварным заболеваниям, от которых еще не найдено "золотой пилюли". Тем не менее, врачи научились бороться с ним. Как?
- Да, вы правы, такое лекарство еще не создано, и не скоро, наверное, появится. Но зато есть ранняя диагностика заболевания, скрининговое обследование, которое помогает нам выявлять рак на начальных его стадиях, т.е. первых двух стадиях, когда он еще хорошо поддается лечению. На поздних стадиях, к сожалению, прогноз не всегда бывает благоприятный. Существуют протоколы диагностики и лечения злокачественных новообразований всех органов, но они несут скорее рекомендательный характер. Сегодня больше применяется мультидисциплинарный персонифицированный подход. Команда врачей, в составе лучевого терапевта, химиотерапевта и хирурга-онколога совместно решает, какой метод лечения лучше применить в той или иной ситуации – оперативное вмешательство, или химиотерапию, или химиолучевое лечение и т.д.
- Где можно пройти данный скрининг и что делать, если результат оказался положительным?
- Прежде всего хотелось бы отметить, что на сегодня в Казахстане действуют три вида скрининговых исследований:
· скрининг рака шейки матки, который проводится среди женщин в возрасте 30-70 лет с периодичностью один раз в четыре года;
· скрининг рака молочной железы - проводится среди женщин в возрасте 40-70 лет, один раз в два года;
· скрининг колоректального рака, проводится среди мужчин и женщин в возрасте 50-70 лет с периодичностью - один раз в два года.
Скрининговые исследования можно пройти в поликлинике по месту прикрепления, совершенно бесплатно. В рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП). При любом подозрении на онкологию, пациента сразу же направляют к районному онкологу или в областной онкологический центр на консультацию к профильному специалисту. Он уже направляет дальше, либо на дообследование и уточнение диагноза, либо с уже уточненным диагнозом к нам в центр через портал "Бюро госпитализаций" или в стационар областного онкологического центра. Здесь уже мультидисциплинарная группа подбирает индивидуальный план лечения. При этом от начала поставленного диагноза до госпитализации и лечения должно пройти не больше месяца.
- С какими онкологическими заболеваниями чаще всего вам приходится сталкиваться на практике, и какова общая картина выявляемости?
- В первой пятерке по заболеваемости у нас рак молочной железы, рак легкого, рак желудка, шейки матки, колоректальный рак. К сожалению, довольно часто пациенты приходят к нам с поздними стадиями. По статистике этими заболеваниями чаще всего страдают люди работоспособного возраста – от 40 до 60 лет. Я считаю, что это из-за недостаточной осведомленности населения по диагностике и профилактике данных заболеваний, но иногда люди ссылаются и на недостаток времени для прохождения обследования. Однако здесь хотелось бы обратить внимание, что на сегодняшний день согласно Кодексу РК "О здоровье народа и системе здравоохранения" действуют нормы, которые предусматривают солидарную ответственность со стороны работодателя. Так, работодатель обязан беспрепятственно отпускать работников для прохождения скрининговых исследований в период рабочего времени с сохранением места работы, средней заработной платы в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.
Как видите, государством предпринимаются всеобъемлющие меры по оказанию поддержки населению в части ранней диагностики злокачественных новообразований. Но добиться улучшения ситуации возможно только если в обществе будет присутствовать онконастороженность. Поэтому и человек со своей стороны должен ответственно относиться к своему здоровью и своевременно проходить обследования.
В целом, скрининговые программы все-таки приносят свой эффект. Выявляемость по ракам шейки матки и молочной железы сегодня свыше 50%. Но вместе с тем растет и заболеваемость. Ежегодно больше 30 тысяч впервые сталкиваются с этим диагнозом, из них около 15 тысяч – это запущенные и летальные случаи.
- В Казахстане сложилась такая тенденция – искать лечения за рубежом, причем за немалые деньги. СМИ освещали случай, когда мужчина не мог вернуть тело своей умершей жены в Казахстан, потому что задолжал южнокорейской клинике большую сумму за лечение. Как вы думаете, почему наши люди едут за рубеж, и что делается сегодня для того, чтобы эта практика сокращалась?
- Как врач, могу отметить, что в плане внедрения современных методик ранней диагностики и лечения мы не отстаем от других развитых стран. У нас применяются программы комплексного обследования организма – check up-диагностика, которые доступны для населения. Наши протоколы лечения соответствуют всем международным стандартам по онкологии, а врачи прошли стажировки в самых лучших медицинских кластерах Европы и США. При этом вся медицинская помощь у нас оказывается абсолютно бесплатно.
Другой вопрос, что не все передовые методики и технологии с использованием инновационного оборудования, применяются у нас в Казахстане. Лечение в зарубежных клиниках зачастую выбирают благодаря современному техническому оснащению и высокому сервису, предоставляемому ими. К этому стоит добавить существующую проблему кадрового дефицита врачей и среднего медперсонала. Ведь за последние годы имидж медицинского работника в стране очень сильно упал. Низкая зарплата, большая ответственность, напряженный график работы, высокие риски уголовного преследования - все это усугубляет решительность нынешних профессионалов и будущих врачей, отрицательно сказывается на отношениях с пациентом. Нагрузка и дефицит квалифицированного медперсонала увеличивает время на обследование, на госпитализацию, создают очередности.
Но эти вопросы последовательно решаются. И в настоящее время ведется строительство нового современного Национального онкологического центра, в котором будут сконцентрированы все уникальные мировые технологии диагностики и лечения злокачественных новообразований. Для решения вопросов кадрового обеспечения уже с этого года начнется подготовка специалистов для ННОЦ в ведущих онкологических центрах Японии, Южной Кореи и Германии.
В Казахстане есть потенциал, обеспечивающий привлекательность в качестве страны с развитым медицинским туризмом. И сейчас эта сфера динамично развивается. Известно, что для иностранных граждан, приезжающим за лечением в Казахстан, наиболее востребованными являются такие виды услуг как: нейрохирургия, кардиохирургия, репродуктология, ортопедия и травматология, стоматология. Надеемся, что те преобразования и изменения, которые сейчас происходят в отечественной онкослужбе сделают и это направление конкурентоспособным на рынке медуслуг.
- Если говорить конкретно о Национальном научном онкологическом центре, в чем ваше конкурентное преимущество перед зарубежными клиниками?
- Пока рано об этом заявлять, но сейчас нашими специалистами ведется активная работа по нескольким направлениям. Во-первых, это открытие отделения радионуклидной терапии, в котором ежегодно будут получать йодтерапию порядка 350 пациентов. Во-вторых, мы планируем внедрять уникальные инновационные технологии, такие как, молекулярно-генетическая диагностика, клеточно-иммунная терапия, адаптивная лучевая терапия и протонная терапия, основанные на персонализированном подходе медицины. В отделении лучевой терапии лечение рака будет осуществляться с применением современных высоко- и низкоэнергетических линейных ускорителей. Также будут созданы радиологическое отделение с роботизированными системами для облучения. В-третьих, впервые в Казахстане будут представлены Центр протонной и ядерной медицины с циклотронно-производственным комплексом для производства собственных радиофармпрепаратов на основе 18F-фтора, 11C-углерода, 68Ga-галлия, а также современным диагностическим оборудованием, как ПЭТ/КТ, ПЭТ/МРТ, ОФЭКТ/КТ.
Кроме того, мы сейчас работаем над проведением научных исследований и лабораторных работ в области оказания помощи онкобольным в соответствии с международными стандартами, разработки и внедрения персонифицированных методов диагностики и лечения, координации и мониторинга развития онкослужбы, развития и подготовки кадрового потенциала онкослужбы. Центром уже заключены меморандумы с крупными международными онкологическими центрами Японии, Кореи, Великобритании, Германии, России для осуществления экспертного сопровождения внедряемым в ННОЦ технологиям. Кроме того, на базе клиник-партнеров планируется обучение наших специалистов как медицинского, так и немедицинского профиля. Основная задача всей этой большой работы – снижение заболеваемости и смертности населения от онкологических заболеваний в стране путем внедрения всех передовых технологий и дальнейшего транслирования опыта в регионы.
- Скажите, пожалуйста, привнесла ли в эту сферу какие-то плюсы внедренная с января этого года в Казахстане система обязательного социального медицинского страхования ОСМС?
- Думаю, да. Сейчас активно заговорили о реабилитационной и паллиативной помощи, что очень важно для онкологических больных, учитывая, что они испытывают не только физическое страдание, но еще и моральное, психическое. Я на протяжении 20 лет вижу, как люди переживают этот диагноз. Поэтому консультация психолога и восстанавливающая терапия после операций – это жизненно необходимые вещи для таких больных, как и поддерживающая терапия на последних стадиях, где очень важно адекватное обезболивание и сестринский уход.
- Сколько ежегодно пациентов лечится в вашем центре, есть ли какая-то статистика? И как снизить риск заболевания?
- Наш центр является республиканским, поэтому мы оказываем лечение пациентам со всех регионов Казахстана. В 2018 году в нашем центре пролечились более 1700 пациентов, столько же в 2019 году. С вводом в эксплуатацию нового корпуса мы планируем, что количество пролеченных пациентов возрастет в несколько раз.
Если говорить о рисках заболевания, прежде всего, хотелось бы отметить, что рак сильно помолодел. Если раньше в группе риска были люди от 40 лет, то сегодня уже и от 18 до 30 лет.
Если это наследственный фактор, то риск заболеть всегда есть, и он намного выше, чем у других. На самом деле от этого заболевания никто не застрахован и абсолютных рекомендаций, как уберечь себя, здесь нет. Но здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, правильное питание, борьба с депрессивными состояниями – это жизненная константа каждого человека, который хочет жить долго и оставаться здоровым.
Алина Альбекова, Нур-Султан