Для анализа мы возьмем десятилетний период - с 2008 по 2018 год. Для удобства мы разделили Западную Европу на несколько стран и регионов: Австрия и Швейцария, Бенилюкс, Великобритания, Германия, Италия, Франция, остальные страны Южной Европы, Скандинавия.
Общее количество домохозяйств в Западной Европе с 2018 года выросло на 7%, это незначительный рост, поэтому можно считать, что все изменения в платном ТВ происходят не за счет прибавления новых абонентов, а за счет перетекания старых от одного оператора к другому.
Почти с той же динамикой (на 8%) изменяется и количество домохозяйств, охваченных ТВ по любой технологии.
Телевизионный охват (любым телевидением) за 10 лет не изменился и остается стабильно высоким.
Проникновение платного ТВ выросло на 12%, что для такого стабильного рынка, при фактически не выросшей общей базе, со столь высоким проникновением ТВ, вообще довольно высокий показатель.
Аудитория платного ТВ в Западной Европе выросла на 32%.
Но столь высокий рост аудитории не сказался положительно на операторской выручке, которая упала почти на 10%.
Рассмотрим по регионам. Динамика роста домохозяйств примерно одинакова - 8-9%, исключением является Германия, в которой рост составляет только 2%.
Динамика количества телевизионных домохозяйств примерно та же - рост на 8-10%, и опять Германия (рост 5%) несколько отличается в меньшую сторону.
А из следующего графика мы видим, кто обеспечил Западной Европе столь неплохой рост аудитории платного ТВ при такой стабильной базе.
И здесь мы видим, что основной вклад в рост аудитории платного ТВ сделали Франция и страны Южной Европы. При том, что в Южной Европе аудитория нарастала плавно, во Франции мы наблюдаем скачок в 2010-2011 годах. И связан этот скачок, скорее всего, с запуском цифровых эфирных сервисов и онлайн-вещания.
По проникновению платного ТВ картина аналогична: плавный рост во всех странах и резкий скачок на 20% в 2010-2011 годах во Франции. Пусть вас не удивляет проникновение более 100%, поскольку один человек может быть подписан на несколько сервисов - например, кабельное ТВ дома и мобильное ТВ на смартфоне.
Но на выручке операторов платного ТВ рост аудитории и процента проникновения положительно не отразился. Выручка либо несильно росла, либо довольно ощутимо падала. Исключение составляют Австрия и Швейцария, где выручка скакнула за 10 лет на 45%. Во Франции также есть небольшой скачок выручки в 2010-2011 годах, но далее идет планомерный спад. Что интересно, в странах Южной Европы, где и аудитория платного ТВ, и его проникновение ровно нарастают за прошедшие 10 лет, выручка точно так же ровно падает.
И наконец, еще один показатель: динамика выручки различных операторов (и телевизионных, и телеком). При том, что этот общая сумма включает в себя самые различные показатели (выручку от аналоговых и цифровых сервисов, например), тем не менее какие-то общие тенденции отследить можно. Прежде всего - падение доходов спутниковых операторов и рост базы операторов IPTV и ОТТ. Например, можно сравнить динамику CanalSat (или Canal Plus) и Orange. Если по общему количеству мобильный оператор проигрывает, то по динамике однозначно опережает. Deutsche Telekom, очевидно, как и российские телеком-операторы, начал предоставлять своим абонентам контент, а также, видимо, скупать мелких операторов, и оба процесса ярко отразились на динамике.
Основной, самый очевидный вывод, который напрашивается при рассмотрении этих данных: на устоявшемся рынке, где мал приток новых абонентов, выигрывает тот оператор, который вовремя внедрил новые цифровые услуги. Второй вывод можно сделать, глядя на доминирующее положение Sky: наличие собственного качественного контента в большом количестве (чем и отличается Sky от остальных операторов) является ключевым фактором.
Данные предоставлены аналитическим центром GS Group.