Прошел уже год со времени моего краткого сообщения в блоге о семинаре по наследованию прав интеллектуальной собственности ("ИС") в Казахстане, на котором Д. А. Братусь интересно и детально рассмотрел вопросы и некоторые проблемы наследования интеллектуальных прав. Насколько мне известно, с тех пор существенных изменений в касающемся этого вопроса законодательстве не произошло и теоретических исследований на эту тему не было.
Вместе с тем за консультациями к нам обращаться стали чаще, и, думаю, вопросы передачи таких прав как по закону, так и по завещанию будут возникать регулярно.
Конечно, с течением времени создание объектов авторского права и патентов стало значительно более упорядоченным, более четко определяется принадлежность прав работодателю или автору, легче и чаще регистрируются эти права, что облегчает распределение имущества между наследниками. Но все еще авторы и патентовладельцы, особенно старшего поколения, не вполне понимают связанные с их творчеством юридические вопросы. Часто предполагая наличие прав там где их нет, возможность передачи наследникам или устаревших и уже не охраняемых патентов или опубликованных материалов, которые уже запатентованы быть не могут, или предполагаемую личную собственность произведений, на самом деле принадлежащих работодателю.
К сожалению, довольно часто документы или доказательства единоличного или совместного участия в технических разработках или при создании произведений искусства утеряны, материальные отношения между авторами не урегулированы в договорах между ними, а у наследников между собой могут быть иные отношения, иногда совсем не такие дружеские как между соавторами, что приводит и к жестким спорам между.
Хотел бы обратить внимание на то, что наследники не могут зарегистрировать авторские права на произведения умерших родственников – заявление о регистрации должно быть подано самим автором. Закон не регулирует, можно-ли подать заявку на патентование изобретения, указав в ней уже умершего автора. Полагаю что это возможно если будет доказана принадлежность имущественных прав заявителю, но возможные в таких случаях споры в части неимущественных прав умерших авторов изобретения (например, являлся-ли указанный в качестве автора человек действительно автором), в моей практике еще не встречались.
Тем не менее, такие вопросы могут возникнуть, как и вопросы недобросовестного использования соавторами произведений созданных с участием умершего и без учета его переданных по наследству имущественных прав.
Не утомляя читателей деталями и некоторыми неопределенностями в законодательстве Казахстана, хочу посоветовать изобретателям и авторам научных трудов, литературно-художественных произведений, если вам не безразлична судьба вашего творчества, держать созданные вами разработки и произведения в упорядоченном виде, регистрировать завершенные работы и заранее регулировать отношения с вашими соавторами на основе пусть и простейших, но письменных договоров.
Многих вам лет продуктивной творческой деятельности, здоровья и многих лет жизни!