Нелегкий путь, который преодолел казахский народ за несколько прошедших столетий, ознаменовался новым вызовом. Теперь нам нужно сформировать новейшую казахстанскую идентичность в довольно непростых условиях современности.
Как отметил Елбасы Нурсултан Назарбаев навсегда остаться с народом должны лишь такие достояния, как традиции и обычаи, родной язык, а также музыка, литература и свадебные обряды.
Так как без сохранения культурного наследия нации невозможно запустить процесс модернизации. Препятствующими же звеньями на этом пути являются факторы, отрицающие развитие на корню: к ним относятся разделение единой нации по регионам, родам и жузам, а также кумовство. Остановимся подробнее на каждом из перечисленных факторов.
Как известно, казахский народ состоит из трех жузов и множества родов.
Жузы служили для управления огромной степной территорией и играли роль административных единиц. Но суть в том, что сплотившись, казахи, как единая нация одержали победы в самых главных, решающих битвах. Первый президент республики в своих интервью не раз приводил в пример Абылай хана, по обе стороны которого сопровождали батыры из разных местностей и родов. Нужно отметить, что разделение на роды и жузы – это "феномен" казахского народа. Такого принципа не было замечено ни у одной нации в мире.
Но, справедливости ради нужно отметить, что на тот момент разделение по родам было, безусловно, верным решением, дабы защититься от кровосмешения и предотвратить непоправимое – исчезновение нации.
Конечно, на сегодняшний день институт родоплеменной структуры потерял свою былую актуальность и мощь. Раньше, если казах уходил из своего рода, то оказывался в неприятном социальном положении. Сегодня и на работу принимают по другим критериям: рассматривая опыт работы и личные качества, в редком случае обращают внимание на родовую принадлежность. Сейчас разделение на роды и жузы скорее воспринимается как разновидность духовной слабости, которая мешает формированию казахов как единой развитой нации.
Исторические факты доказывают, что даже малейшее разделение внутри одной народности может повлечь за собой массу негативных последствий для всей страны.
Разобщенность, интриги, подсиживание, отсутствие взаимовыручки – это все формы проявления инверсированного индивидуализма и соперничества, присущие исключительно кочевому менталитету. В былые времена лишь общий враг и общая цель могли объединить соперничающих батыров. Новый национальный идеал должен гармонично сочетать уважение к личности, желание быть личностью с чувством общенационального единства, патриотизма, верховенством общенациональных интересов.
И если родовая принадлежность в современном Казахстане отходит на задний план, такие понятия как "семейственность" и "кумовство" не перестали существовать. На научном языке это называется "непотизм". Само слово имеет итальянское происхождение и укоренилось еще в средние века, когда Папа Римский, укрепляя свою власть, раздавал высшие церковные должности сначала племянникам, потом сыновьям, внукам и другим родственникам.
В Казахстане часто аналогом непотизма является понятие "агайыншылык", что можно истолковать как "обязательства или отношения, проистекающие из факта родства кого-то с кем-то". Как бы мы это не называли, по сути, все понятия отражают факты служебного покровительства родственникам и знакомым людям. Необходимо осознать тот факт, что кумовство – это один из главных факторов, препятствующих развитию личностному, а в следствии и государственному. В сознании людей, которых устроили на работу "по блату" попросту не наблюдается какое-либо стремление к совершенствованию своих профессиональных навыков, к новым достижениям и свершениям.
Происходит это в связи с наличием высокопоставленного родственника или знакомого, своеобразной "крыши", что является гарантом неприкосновенности даже при самых крупных профессиональных провалах. Даже у низшего звена управленческого аппарата утрачиваются стимулы к повышению уровня квалификации, поскольку их профессиональные заслуги и качества в карьерном росте в условиях непотизма во внимание не принимаются.
Когда нет особой конкуренции и объективности в отборе действительно талантливых людей – итог, по сути, всегда один. Мы становимся обществом, где процветает тотальная коррупция, взяточничество, казнокрадство и загнивание всего общественного строя. Китайский философ и древний мыслитель Конфуций говорил: "Хорошее правление - когда довольны те, кто рядом, и приходят те, кто издалека".
Конфуций и его преемники открыли миру новый подход воспитания госслужащих: критерием отбора чиновников стала не принадлежность к богатому и знатному роду, а личные заслуги и интеллект.
Елбасы Нурсултан Назарбаев в своей статье "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания" заявил, что Казахстан стоит на пути строительства меритократического общества, где каждый должен оцениваться по личному вкладу и по профессиональным качествам. Данный принцип управления исключает региональное разделение единой нации, разделение на роды и жузы, как и исключает кумовство, а также все из этого вытекающее.
Первый президент называет эти привычки и пристрастия архаическими и совершенно не вписывающимися в современный глобальный мир. Если принцип меритократии удастся внедрить в полной мере на всех уровнях, то на руководящих постах будут находиться самые лучшие работники, не взирая на их социальное происхождение и финансовый достаток. Елбасы часто приводит в пример работу Назарбаев Университета, президентом которого является специалист из Японии – Господин Шигео Катсу.
Первый президент республики отметил, что в данное учебное заведение поступают только те, кто действительно обладает соответствующими знаниями.