Апгрейд сознания: от госслужащих до простых граждан

Модернизация сознания госслужащих способна изменить все общество.

Более трех лет назад Первый Президент страны Нурсултан Абишевич обнародовал программную статью "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания". Эта программа стала прочным фундаментом качественных преобразований, которые стартовали во всех сферах.

На сегодняшний день все программные установки, отмеченные в статье Елбасы, способствуют открытию новых возможностей для молодого поколения.

На мой взгляд, особенно важным является данный призыв первого Президента страны Нурсултана Абишевича: каждому казахстанцу в жесткой, конкурентной борьбе находится в состоянии постоянного прогресса, двигаться вперед, отказываться от пережитков прошлого и использовать лучшие традиции народа.

Сегодня я хочу затронуть тему изменения сознания не общества в целом, а в частности работников, находящихся на государственной службе.

Возможно, вы слышали о том, что для того, чтобы государственный аппарат в стране отличался прочностью, профессионализмом и конкурентоспособностью уже проведено несколько реформ. Таким образом, установлено, что идеальную модель государственной службы составляют эффективность, результативность, меритократия, прозрачность, ориентированность на запросы населения.

И руководство нашей страны это как никогда отчетливо понимает. Открытость также стала одним из главных принципов работы государственных органов на сегодняшний день, что не может не радовать. Участились случаи проведения встреч с населением, открытых диалогов как в оффлайн, так и в онлайн-формате. Госслужащих сегодня можно "встретить" в социальных сетях, добавить их в друзья и даже решить некоторые интересующие вопросы, написав личное сообщение. Тем самым, избегая правила старого, избитого формата, когда нужно было записываться на прием заранее и ждать несколько дней.

Так каким же должен быть современный госслужащий?

На мой взгляд, самое важное предназначение современных личностей, работающих на государственной службе – с долей высокой ответственности выполнять свои должностные обязанности. Это стремление нужно только поощрять и укреплять.

Внутренний мир человека - живет и кипит, кирпич за кирпичом, создавая фундамент наших мыслей. А каждая наша мысль отражается в общей системе и негативно или позитивно воздействует на нее. Размышляя, человек создает свою реальность.

Поэтому, понимание своей роли, изменение отношения к должности, я уверен, позволят разрушить стереотипы о бюрократизме в государственных органах.

Если все отечественные чиновники, начиная от руководящего звена, заканчивая рядовыми сотрудниками, осознают свою высокую роль в казахстанском обществе, начнут добросовестно исполнять возложенные на них функциональные обязанности, будут заниматься самообразованием и способствовать личностному росту, то я уверен, что доверие к госаппарату будет только расти, а качество оказания госуслуг в нашей республике заметно выйдет на новый уровень. Разумеется, работа над собой требует огромных усилий, ведь для того, чтобы хоть немного сдвинуться с места необходимо основательно изменить свой образ мыслей. Если мы обратимся к истории, то поймем, что только эволюционное развитие дает нации шанс на процветание, о чем часто упоминает Елбасы. В противном случае есть вероятность очередного попадания в исторический капкан.

Поэтому, я уверен, что многие государственные служащие это уже осознали и начали собственный путь к самореализации.

Примечательно, что в стране запустили проект "Өзгерістерді өзіңнен баста" ("Начни изменения с себя"), нацеленный на трансформацию мышления государственных служащих. В рамках него применяются новые подходы к модернизации сознания самих чиновников, а также и к изменению стереотипного восприятия обществом отечественных госслужащих.

Одним из главных факторов, согласно данному проекту, который влияет на модернизацию сознания госслужащих, начиная от руководителей, является развитие "софт скиллов" - гибких навыков.

Понятие, разумеется, неоднозначное и очень обширное, но в целом, оно подразумевает под собой развитие способностей слушать и слышать. Более того, я уверен, что в скором времени настанет тот момент, когда одним из решающих критериев при отборе на государственную службу станет высокий эмоциональный интеллект.

Само собой разумеющееся, что госслужащие должны всегда действовать строго в рамках закона. Коллегам лучше открыто говорить друг с другом о непринятии таких моделей поведения, а руководители должны на собственном примере демонстрировать и доказывать это. Не сомневаюсь в том, что великая сила слова и наглядного примера может существенно улучшить ситуацию.

Параллельно также необходимо принимать меры по упрощению самого государственного аппарата. Как говорится, здоровый рационализм никто не отменял. Население зачастую задается вопросом: "Чем они там занимаются?", можно услышать и такие высказывания: "Просто сидят и "штаны протирают". Все процессы идут медленно, никто ничего не делает!". Поэтому, в первую очередь, конечно, важно открыто рассказывать о том, какая работа проводится, и что любые изменения невозможно внедрить по щелчку пальца. Как правило, госслужаще подходят к решению даже одного не слишком масштабного вопроса системно: это требует проведения нескольких встреч, принятия ряда конкретных решений, составления плана действий и только затем становится возможным приступить к реализации. В зависимости от сложности это может занять от месяца до полгода. Конечно, нужно правильно доносить эту информацию до людей. Но при этом, решать проблему в корне, упрощая существующий алгоритм работы.

Отталкиваться на начальном этапе, на мой взгляд, нужно с простых вещей, которые посильны каждому госслужащему: писать кратко, но емко; говорить лаконично, но доступно; уметь работать с электронными носителями вместо бумажных документов, которые через несколько лет канут в лету.

Следите за новостями zakon.kz в: