Как конфликт в Нагорном Карабахе может отразиться на Казахстане

Казахстан призывает Баку и Ереван вернуться за стол переговоров.

27 сентября в непризнанной республике Нагорный Карабах возобновились столкновения между Азербайджаном и Арменией. Обе стороны обвиняют друг друга в эскалации конфликта и активно применяют военную технику. Кроме того, страны объявили мобилизацию и военное положение.

Корреспондент zakon.kz поговорил с экспертом Института мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Нурсултана Назарбаева Лидией Пархомчик о том, как столкновения могут отразиться на Казахстане, можно ли говорить о полномасштабной войне и прислушаются ли Ереван и Баку к призывам о прекращении столкновений.

Почему армяно-азербайджанский конфликт разгорелся с новой силой сейчас? 30 лет практически такого не было и снова произошло обострение.

Не совсем верно преподносить обострение, которое происходит сейчас, как взрыв после 30-летнего затишья. Дело в том, что с периодичностью на границе по линии соприкосновения войск между Нагорным Карабахом и Азербайджаном происходят военные столкновения.

Текущие события можно считать самыми масштабными, однако такое же мнение высказывалось и по каждому предыдущему инциденту. В 1994 году было заключено соглашение, которое официально объявило режим прекращения огня. Однако участники конфликта не оставили практику военных столкновений по линии фронта, так как территориальный конфликт остается неразрешенным. За последние несколько лет можно вспомнить обострения в 2016 и 2018 годах.

Если вы помните, 12 июля 2020 году также произошел инцидент на границе, правда не по линии соприкосновения с Нагорным Карабахом, а непосредственно на участке армяно-азербайджанской границы. Несмотря на свою удаленность события имели непосредственное отношение к территориальному спору вокруг Нагорного Карабаха.

К сожалению, стороны находятся в перманентном состоянии ожидания войны. Фактически, они ведут позиционное сопротивление.

Но раньше стороны не объявляли мобилизацию. В этот раз все намного серьезней?

То, что происходит сейчас, отличается от обычного сценария обострений по линии соприкосновения по ряду причин. Все участники конфликта объявили о введении военного положения и мобилизации. Так, Армения и непризнанная НКР объявили о проведении мобилизации и введении военного положения 27 сентября 2020 года. Азербайджан сделал это на следующий день и также объявил о частичной мобилизации.

Мы говорим о том, что стороны готовы перебрасывать дополнительные силы на линию фронта, переведя все имеющиеся ресурсы на проведение военной операции. Подобные намерения говорят о серьезности ситуации. Фактически, если интенсивность боевых действий будет увеличиваться, то мы можем говорить о серьезной дестабилизации Южного Кавказа.

То, что сейчас происходит можно назвать войной?

Нужно отметить, что даже стороны конфликта продолжают использовать сдержанные формулировки. Все предыдущие столкновения длились относительно недолго. Все еще сохраняется вероятность того, что данный инцидент не приведет к развертыванию масштабных военных действий и мы не сможем его квалифицировать в подобном ключе.

Давайте перейдем к нашей стране. Происходящее на Кавказе будет влиять на отношения Казахстана со сторонами конфликта?

Казахстан поддерживает партнерские отношения с обеими сторонами конфликта. Азербайджан для нас ведущий партнер на Южном Кавказе, рушить данные отношения Нур-Султан не собирается. Так же, как не собирается портить или каким-то образом поставить под сомнение дружественные отношения с Арменией, которая является частью Евразийского экономического союза. Это один из центральных векторов развития экономической интеграции и внешнеполитической стратегии Казахстана. Армения является союзником республики по ОДКБ, а Азербайджан так же, как Армения входит с состав участников Содружества независимых государств. В данном контексте поддерживать дружественные контакты с Ереваном и Баку отвечает национальным интересам Казахстана.

Как обострение ситуации повлияет на Казахстан?

Хотя участники конфликта не требуют от партнеров принять ту или иную сторону, нельзя сказать, что текущая ситуация не окажет никакого влияния на характер взаимодействия Казахстана с государствами Южного Кавказа. По объективным причинам формат сотрудничества будет трансформироваться.

Для того, чтобы предотвратить возможные сложности в плане приостановки экономической активности и реализации транспортно-логистических проектов, Казахстан настойчиво призывает Баку и Ереван вернуться за стол переговоров. Нур-Султан выступил с инициативой привлечения механизмов СВМДА для стабилизации ситуации. Если будет заинтересованность у участников конфликта, то площадка для международных консультаций будет предоставлена.

Казахстан и многие другие страны призвали к прекращению столкновений. Насколько вероятно, что Баку и Ереван прислушаются к голосу мирового сообщества?

Сложно сделать четкие прогнозы о том, когда именно призывы к прекращению военных действий возымеют свое действие. Свою обеспокоенность ситуацией высказали все ведущие региональные игроки и международные организации. Будут ли они услышаны и когда? Вопрос на самом деле "когда"? Хотелось бы именно так его поставить.

К сожалению, не исключен дальнейший рост военной активности по линии соприкосновения в Нагорном Карабахе. Однако надежды на то, что самые пессимистичные прогнозы не оправдаются, все же сохраняются.

Айтурган Азимжанова

Следите за новостями zakon.kz в: