Как Казахстан боролся с зарубежными спутниковыми ТВ

Основные сложности выхода на рынки сопредельных с Россией государств для спутниковых операторов связаны, главным образом, с применимым регулированием этих стран.

В 2019 году в Казахстане была опубликована концепция проекта закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации". В ней предусматривается введение административной ответственности за незаконную установку зарубежного спутникового телевидения.

Зачем профильному ведомству это понадобилось? Как у разработчиков законопроекта, так и у участников рынка есть по этому поводу свои соображения.

"На сегодняшний день, телевидение сохраняет за собой лидирующую позицию в качестве самого популярного и востребованного медиа в стране, – говорится в концепции. – Учитывая это, государство проводит системную модернизацию данной отрасли. Так, до 2020 года более 95% населения будет охвачено цифровым телевизионным сигналом, а уровень проникновения национального спутникового вещания Otau TV уже достиг 28%".

По данным ведомства в 2018 году, процент проникновения незарегистрированных на территории Казахстана зарубежных спутниковых операторов (НЗСО) составил 15% – в два раза меньше, чем в 2011 году. Но это в среднем по стране. В четырех граничащих с Россией регионах – Западно-Казахстанской (40%), Костанайской (19%), Павлодарской (26%) и Северо-Казахстанской областях (27%) – этот уровень существенно выше.

"Возникает необходимость установления административных санкций за распространение и незаконную установку зарубежных спутниковых приемных устройств", – говорилось в концепции. Дополнительно к этому ее авторы предлагают дать местным исполнительным органам полномочия, позволяющие выявлять факты продажи оборудования для приема сигнала зарубежных спутниковых операторов.

В 2017 году в казахстанское законодательство были внесены поправки, запрещающие распространение карт условного доступа к услугам спутниковых операторов, не имеющих национальную лицензию и не обладающих собственными спутниковыми системами вещания на территории Казахстана. Однако никакой ответственности за это ни в одном законе не прописана.

"Правонарушение, за которое не наступила предусмотренная законом ответственность, подрывает авторитет закона и наносит урон общественному порядку, – пояснили "Кабельщику. Евразия" позицию Мининформа юристы одного из казахстанкских дистрибуторов отечественных и зарубежных каналов в казахстанских сетях. – Предлагаемая юридическая ответственность будет иметь эффект, тогда, когда в полной мере будет реализован такой её принцип как неотвратимость наказания. А правовое ограничение без установления ответственности за его нарушение, на текущем этапе правосознания Казахстанского общества вовсе не имеет какого-либо эффекта".

Озабоченность казахстанских властей понятна. Зарубежные операторы не транслируют казахстанские телеканалы и не выполняют требований местного законодательства в области телерадиовещания и СМИ. "Таким образом, граждане, использующие зарубежные спутниковые приемные устройства, живут вне информационного пространства Республики Казахстан", – жалуются разработчики.

Ещё одна веская причина – неконтролируемый поток рекламы. Не так давно в стране был введен запрет на рекламу на всех иностранных каналах, вещающих в кабельных и спутниковых сетях, а также на OTT-платформах.

Представители компании-дистрибутора считают, что Мининформ в первую очередь решает стоящие перед ним задачи по продвижению государственной информационной политики. То есть по сути лоббирует интересы национального оператора телерадиовещания "Казтелерадио", транслирующего под брендом Otau TV бесплатный пакет из 69 казахстанских каналов.

"Стремление Казахстана ограничить распространение на своей территории "серых" тарелок само по себе не является оригинальной мерой. К подобной практике не однажды прибегали страны постсоветского пространства, – сказал, отвечая на вопрос "Кабельщика" генеральный директор российской группы компаний "Орион" Кирилл Махновский. – При этом у проблемы есть два аспекта: использование серого оборудования абонентами для приема спутникового сигнала и непосредственно ввоз данного оборудования на территорию страны. В первом случае борьба с гражданами выглядит малоперспективной и противоречащей здравому смыслу. Распространение электромагнитных волн, как известно, не регулируется страновыми границами, и если сигнал распространяется, его можно принять".

Господин Махновский считает, что ограничение ввоза "серых" тарелок – это право любого государства, желающего регулировать проникновение и распространение того или иного телекоммуникационного оборудования на своей территории. Он пояснил, что в российской практике никогда не было борьбы с распространением каких-либо спутниковых тарелок, да и с самой возможностью получения сигнала никто не борется. Единственное существующее ограничение – иностранному оператору нельзя легально оказывать услугу DTH на территории РФ. При этом россияне имеют возможность принимать сигнал огромного количества спутников, как европейских, так и азиатских, включая спутники Казахстана.

"Решение вопроса эксплуатации "серого" оборудования лежит, на мой взгляд, в экономической плоскости, в возможности местных игроков заинтересовать абонента контентом. Единственный разумный путь – свободное рыночное регулирование, при котором местные DTH-операторы, работающие на территории страны, в достаточной мере мотивируют зрителя подключаться к своим пакетам", – высказал свое мнение глава "Ориона".

В пресс-службе "Спутникового ТВ" российского оператора МТС "Кабельщику" ответили, что основные сложности выхода на рынки сопредельных с Россией государств для спутниковых операторов связаны, главным образом, с применимым регулированием этих стран, касающимся соблюдения авторских прав, рекламы, регламентов в сфере СМИ, национальной и языковой политики.

"Мы анализируем данные рынки и видим их потенциал, но на текущем этапе развития бизнеса акцентируемся на развитии бизнеса в России", – резюмировали в МТС.

Следите за новостями zakon.kz в: