Какая судьба ждет культурно-исторические памятники архитектуры мегаполиса местного значения? Насколько они защищены и сохранны? Эта тема вновь стала активно обсуждаться алматинцами в соцсетях. На этот раз - в связи с историей вокруг старого здания алматинского аэропорта.
Житель южной столицы Сергей Косубеков отметил, что алматинцы не раз становились свидетелями того, как сносились исторические здания в центре города.
К сожалению, на их месте появлялся очередной ТРЦ или пафосный отель, от которых нет никакого проку. Список наших исторических потерь огромен: жилой дом аксакала Сейдалина, здание общественных собраний города Верного, кинотеатр "Алатау", здание Госплана Казахской ССР, Дом пионеров и многое другое. Сегодня видно, что отношение городских властей к историческому наследию города изменилось в лучшую сторону. И снос знаковых зданий находится на строгом контроле акимата. На этом фоне интересна судьба алматинского аэропорта. Как известно, туда пришли турецкие инвесторы, и впереди - большая стройка, которая затронет и старое здание международного терминала. В последнее время власти города демонстрируют особое внимание к сохранности исторического облика Алматы. Какая же судьба ждет это здание? И является ли оно памятником архитектуры? - переживает алматинец Сергей Косубеков.
Эту ситуацию прокомментировал директор Института архитектуры и строительства имени Т. К. Басенова Болат Куспангалиев.
Вопросами сохранения памятников архитектуры, без всяких сомнений, нужно заниматься. И это прежде всего - вопрос профессионалов, и его необходимо решать в республиканском масштабе. В данном случае речь идет об исторической памяти алматинцев, которым дороги их воспоминания, и к этому нужно отнестись с уважением. Я родился и вырос в этом городе, хорошо знал и уважал автора проекта здания аэропорта Басенова, но и тогда, и сейчас это был типовой проект той эпохи. И он не является памятником архитектуры. Кстати, нынешние хозяева предлагают не снос, а перенос здания с использованием его в качестве правительственного терминала. Такое решение возможно, но могут быть и другие варианты. Думаю, что предложенный конкурс среди архитекторов Казахстана на архитектурное решение нового терминала поможет найти оптимальное решение вопроса, - отметил он.
В свою очередь, в Управлении городского планирования и урбанистики сообщили, что компании-застройщику - турецкому холдингу TAV, являющемуся владельцем 100% акций Международного аэропорта Алматы были даны рекомендации по будущей застройке.