Лекарство от злокачественного рака на основе витамина С и мышьяка разрабатывает профессор НУ, сообщает zakon.kz.
Казахстано-американский биолог и ученый Назарбаев Университета Дос Сарбасов завершает разработку лекарства, которое заставит самоуничтожаться мутировавшие раковые клетки. Его лекарство совместно с американским препаратом на основе мышьяка в малых дозах показало эффективность против KRAS-мутантных клеток, которые встречаются в 95 процентах случаев рака поджелудочной железы, 30 процентах - рака толстой кишки и 20 процентах - рака легких.
KRAS-ген - маленький регуляторный белок, который , который передает сигналы ростовых факторов для активного деления клеток. Ростовые факторы в большом количестве присутствуют в организме зародыша и стимулируют активный рост. Со временем развития концентрация ростовых факторов падает, взрослый организм перестает расти и способен лишь поддерживать регенерацию клеток.
Когда KRAS мутирует, он становится постоянно включенным, тем самым ведет к постоянной активации процесса деления, то есть к росту опухоли. На сегодня этот вид мутаций неизлечим, больные раком поджелудочной железы не живут дольше полутора-двух лет. Этот тип рака наиболее серьезная проблема современной онкологии, - рассказал Дос Сарбасов.
Группа ученых во главе с Сарбасовым выяснила, что KRAS-мутантные клетки очень чувствительны к глюкозному голоданию. Без нее раковые клетки начинают производить радикалы и самоуничтожаются.
Так как лишить человеческий организм глюкозы невозможно, ученые взяли произведенные клетками радикалы и объединили их со стероизомером витамина С - D-VC. KRAS-мутантные клетки воспринимают его как глюкозу, поглощают, что заставляет клетки “стрессовать” и впоследствии - самоуничтожаться.
Препарат доказал свою эффективность при применении совместно с американским лекарством на основе мышьяка в малых дозах. Они дополняют и усиливают действие друг друга.
Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) подтвердило эффективность препарата и выдало разрешение на лечение людей. По словам Сарбасова, сейчас он изучает казахстанское законодательство, чтобы поставить процесс клинических испытаний в стране на качественный уровень.