Где грань между прагматичной экономностью и жадностью?

Жадность препятствует любому развитию. Так, исходя из здравого смысла, любой предприниматель знает, что если не вкладывать свои доходы в развитие и улучшение, бизнес "загнется".

Прагматизм - это противоположность расточительности, кичливости, жизни напоказ. Культура современного общества – это культура умеренности, рациональности и достатка, а не роскоши.

Именно такие ценности сегодня транслируются на государственном уровне в казахстанском обществе. Популярный писатель Уильям Шекспир в бессмертной драме "Ромео и Джульетта" писал: "Не будь ни расточительным, ни скрягой, лишь в чувстве меры – истинное благо".

Как, проявляя широту души, не растратить все свои ресурсы? Как, сохраняя чувство меры, защитить себя от крайности? Всем нам известно, что расточительность – это определенная недисциплинированность, некоторая "расхлябанность". Это - неумение управлять ни имуществом, ни временем, ни талантами. Расточительность – это тот термин, который употребляется при неорганизованности личности. Поэтому для повышения качества жизни в современном мире нужно уходить от устаревших устоев жизни, относиться ко всему более бережливо, прагматично.

Народная мудрость гласит: "Жадному всего не хватает, а умному – всего достаточно". Как в стремлении жить прагматично не прослыть жадиной? Как научиться пользоваться своими ресурсами так, чтобы не только на все хватало, но и было чем поделиться?

Жадность присуща человеку, который занимается накопительством без определенного расчета. Вообще, скупость и нежелание расставаться с тем, что человек имеет, некоторые эксперты трактуют как болезненное состояние. Связано это с тем, что оно разрушительно воздействует на личность в целом. Отличие между жадностью и бережливостью, конечно, колоссальное. Жадный человек вообще не способен делиться, отдавать. Его постоянно настигают такие мысли: "это все мое", "никому ничего не дам", "все спрячу". Все мы помним яркий пример в русской литературе – героя Гоголя Плюшкина, который занимался накопительством вещей. У него была свалка в доме, но при этом он ничего никому не давал.

Это состояние, при котором человек не хочет тратиться из разумных соображений даже для себя. То есть, он с легкостью сможет носить одну и ту же обувь, одну и ту же одежду несколько лет, пока она не порвется.

Поэтому, экономия - это всегда расчет (разум), а жадность – это эмоции. Можно рассмотреть прагматизм на примере покупок. Когда мы хотим разумно и рационально распределяться своими денежными средствами, нам необходимо все спланировать, провести анализ цен и промониторить соотношение "цена-качество". Если у человека все будет спланировано и расписано, и он будет способен проявить свободу движения своих средств, жадным он не будет.

Жадность препятствует любому развитию. Так, исходя из здравого смысла, любой предприниматель знает, что если не вкладывать свои доходы в развитие и улучшение, бизнес "загнется". Здравый смысл говорит о том, что жадность – это недостойное состояние разумного человека. В бизнесе если не будет расчетливости – легко стать банкротом.

Бережливость же предполагает бережное отношение ко всему. Бережливый человек будет аккуратно относиться к ресурсам, и использовать их разумно. Если затронуть тему финансов, то бережливость предполагает рачительное отношение к денежным средствам. Бережливый человек не разбрасывается средствами направо и налево, что, к сожалению, свойственно многим людям. Специалисты утверждают, что чем меньше семейный или личный доход, тем более разумно следует подходить к его использованию. Это одно из правил качественной жизни.

Вообще, привычка быть расточительным формируется еще в раннем детстве. Мы живем в такое время, когда общественные ориентиры нацелены на самый высший уровень жизни. Это побуждает родителей вылезать, что называется, из кожи вон, чтобы дети ни в чем не нуждались. В этом нет плохих помыслов, но если переборщить, это порождает в детях нездоровый эгоизм.

Поэтому нужно приучать детей с ранних лет к простому труду – помыть за собой посуду, заправить кровать, выгулять собаку, держать в порядке уголок с учениками и т.д. Причем делать это нужно достаточно строго. После, у них выработается привычка поддерживать порядок, ценить родительский труд, понимать значение обустройства и поддержания чистоты в доме. Если этого не делать, вырастают дети, для которых в жизни нет никаких ограничений в плане использования финансов, времени, природных ресурсов и т.д.

Такая расточительность сопровождается внутренним, моральным "разложением". Вырастая, молодые люди не умеют планировать расходы, время, строить отношения. Этот эгоизм, который был воспитан на расточительности родительской любви, формирует такую личность.

Кроме того, в нашей культуре принято оставлять наследство, которое передается детям и развращает молодое поколение. В противовес можно поставить западных миллиардеров, которые публично заявляют о том, что они своим детям не передают в наследство собственные капиталы, прямо говоря о том, что они должны сами заработать. Все возможности для этого, включая образование, у них имеются. Они создают различные фонды, например, по борьбе со СПИДом, и вкладывают свое имущество в них, чтобы капитал продолжал работать на благо всей нации. Все, что они заработали, рационально и взвешенно направляют на пользу общества.

Наследство, переданное собственным детям, развращает молодых людей, так считают многие исследователи. Потому что есть большие риски, что такие действия могут привести к пагубной расточительности, которая будет разрушать нравственные устои человека.

Противоположное же воспитание может открыть в личности еще одно позитивное качество – щедрость. Это говорит о мудрой ответственности по отношению к имеющимся благам, времени и другим ресурсам. Щедрый человек, понимая ценность каждого ресурса, умеет рачительно, рационально распорядиться ими так, чтобы они принесли пользу. Щедрость не предполагает выпячивание достоинств, но при этом развивает благородное отношение к нужде окружающих людей.

Следите за новостями zakon.kz в: