Сергей Киселев
Правительство молчит - значит ему
нечего сказать своему народу
Сегодня, через 75 дней, с нарушением всех сроков, установленных Конституционным законом «О парламенте и статусе его депутатов», Правительство дало ответ на мой запрос, озвученный 24 ноября 2006 года на совместном заседании палат Парламента по поводу запрета эксплуатации автомобилей с правым расположением руля.
Ответ правительства взывает прямо скажем - недоумение. Так как это и не ответ вовсе, а так - отписка.
Неужели, чтобы написать этот текст потребовалось 75 дней?
Но обо всем по порядку.
13 ноября 2006 года Советом безопасности обсуждался вопрос о безопасности дорожного движения. Были озвучены статистические данные роста ДТП, иллюстрирующие безрадостную картину, творящуюся на дорогах страны. На основании этих цифр был сделан вывод, что во всем виноваты автомашины с правым рулем, и Правительству было поручено навести порядок, запретив ввоз и эксплуатацию «праворулек». Такая постановка вопроса вызвала большой общественный резонанс. Масло в огонь подлил появившийся в распоряжении журналистов проект постановления Правительства о запрете ввоза и эксплуатации «праворулек». Ко мне стали обращаться мои избиратели, с просьбой прояснить ситуацию и защитить их права.
Оговорюсь сразу, лично я за то, что бы все наши граждане имели возможность ездить на новых автомобилях с левым расположением руля. Я так же поддерживаю идею ограничения ввоза праворульных автомобилей и наведения порядка на дорогах страны, но я против методов, которыми это делается.
По этому вопросу мной был сделан запрос на имя Премьер-Министра.
Этот и следующий запрос, а так же ответ на него считаю необходимым привести здесь полностью.
Премьер - Министру
Республики Казахстан
Ахметову Д.К.
Депутатский запрос
Уважаемый Даниял Кенжетаевич!
Решение о введении с 1 января 2007 года запрета на ввоз в Республику Казахстан автомобилей с правым расположением руля и с 1 января 2010 года - запрета на их эксплуатацию на территории страны, вызвало большой общественный резонанс и породило массу вопросов.
1. Запрет на эксплуатацию уже законно ввезенных и эксплуатируемых автомобилей с правым расположением руля фактически является ограничением права собственности, т.к. одной из важнейших составляющих такого права, помимо права владеть и распоряжаться, является право пользоваться законно приобретенным имуществом.
При этом основания и пределы ограничения права собственности и их характер вытекают из нормы пункта 1 статьи 39 Конституции, согласно которой «права и свободы человека могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения».
Согласно подпунктов 1), 2) пункта 3 статьи 61 Конституции, только Парламент вправе издавать законы, касающиеся правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц, режима собственности и иных вещных прав. Это положение Конституции означает, что правовой режим собственности, объем, и пределы осуществления собственником его правомочий регламентируются законом.
Таким образом, содержание приведенных конституционных норм дает основание считать, что установление ограничений права собственности, является исключительной прерогативой Парламента.
Но по имеющейся на сегодня информации, запрет на эксплуатацию автомобилей с правым рулем, будет установлен постановлением правительства.
Может ли правительство вводить ограничение права собственников своим постановлением?
2. Так же много вопросов вызывает статистика, озвученная на заседании Совета безопасности, по количеству ДТП автомобилей с правосторонним расположением руля. Каким образом были получены озвученные цифры, ведь ни в техническом паспорте автомобиля, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в протоколах, составляемых при ДТП не указывается, автомобиль с каким рулевым управлением совершил ДТП? Так же прошу предоставить статистические данные по всем ДТП, совершенным в 2004-2006 годах и какую долю в них занимают автомобили с правым расположением руля.
3. Нет ответа на вопрос, что делать собственникам с законно ввезенными и эксплуатируемыми автомобилями с правым расположением руля после введения предполагаемого запрета их эксплуатации?
Одним из вариантов, предлагаемым чиновниками различных уровней и озвучиваемый в СМИ, является перестановка рулевого управления.
Однако перестановка рулевого управления, затрагивает именно те узлы автомобиля, которые обеспечивают безопасность при движении и уверенное поведения автомобиля на дороге. По заключению экспертов для перестановки руля потребуется заменить или переделать от 30 до 60 важнейших узлов и механизмов автомобиля. Насколько возможно это сделать в кустарных условиях наших СТО и насколько такие переделанные автомобили будут соответствовать требованиям безопасности, если большинство заводов-изготовителей не допускают внесение конструктивных изменений в системы трансмиссии, рулевое управление и тормозные системы? Как правительство предполагает контролировать этот процесс?
Считаю необходимым найти ответы на эти вопросы до принятия, каких-либо нормативных актов по этому вопросу.
С уважением, |
Киселев С.В. |
Астана, 24 ноября 2006 года.
29 декабря 2006 года Руководитель Канцелярии Премьер-Министра пишет письмо в аппарат Парламента:
Руководителю Аппарата
Мажилиса Парламента
Республики Казахстан
Рахимжанову Н.Т.
Уважаемый Нурлан Тулеугазинович!
Депутатский запрос Киселева С.В. относительно решения о введении с 1 января 2007 года запрета на ввоз автомобилей с правым расположением руля и с 1 января 2010 года - запрета на их эксплуатацию на территории страны, рассмотрен по поручению руководства Правительства заинтересованными государственными органами.
Сообщаю, что в настоящее время в Правительстве прорабатывается проект постановления по урегулированию вышеуказанных вопросов (далее - проект), внесенный Министерством внутренних дел в соответствии с протокольным решением Совета Безопасности от 13 ноября 2006 года (п.2.4.2).
В виду имевшихся разногласий по данному вопросу в Канцелярии Премьер-Министра были проведены совещания, в ходе которых заинтересованным государственным органам даны соответствующие поручения.
Учитывая, что ответить на депутатский запрос Киселева С.В. можно будет лишь после принятия решения Правительства, сообщаю Вам, что соответствующий ответ будет представлен в более поздние сроки.
С уважением, |
А.Тлеубердин |
Астана, 29 декабря 2006 года
Так и не дождавшись ответа на свой запрос, ровно через два месяца делаю еще один запрос:
Республики Казахстан
Масимову К.К.
Уважаемый Карим Кажимканович!
Мной, 24 ноября 2006 года, на совместном заседании палат был озвучен депутатский запрос по вопросу запрета эксплуатации автомобилей с правосторонним рулевым управлением, с просьбой предоставить статистические данные, на основе которых было принято это решение и задан ряд вопросов.
Прошло ровно два месяца с момента оглашения моего запроса, но ответа я так и не получил.
11 января 2007 года, мной на Ваше имя было направлено письмо с просьбой прояснить ситуацию. Ответа и на это письмо я так же не получил.
В связи с вышеизложенным прошу Вас:
1) разобраться в сложившейся ситуации, когда Правительство РК фактически нарушает Конституционный закон РК «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», который обязывает должностных лиц отвечать на депутатские запросы в срок не позднее 30 дней;
2) привлечь виновных к ответственности;
3) дать ответ на депутатский запрос, озвученный мной 24 ноября 2006 года.
С уважением, |
С.Киселев |
Астана, 24 января 2007 года
И вот долгожданный ответ на все запросы:
Депутату Мажилиса
Парламента Республики Казахстан
Киселеву С.В.
на № 3-1311 от 24.11.2006 г,.
№ 5-9-44 от 12.01.2007 г.,
№ 3-106 от 24.01.2007г.
Уважаемый Сергей Владимирович!
Правительство, рассмотрев запрос, оглашенный Вами на пленарном заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан 24 ноября 2006 года, сообщает следующее.
В соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О Правительстве Республики Казахстан» Правительство не вправе своим решением вводить запрет на эксплуатацию автотранспортных средств с правосторонним рулевым управлением. Поэтому такого постановления Правительство не разрабатывало и не принимало.
Во исполнение протокольного решения Совета Безопасности от 13 ноября 2006 года Правительством Республики Казахстан в соответствии со статьей 8 Таможенного Кодекса в пределах своей компетенции принято постановление № 1301 от 28 декабря 2006 года «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», которым введен запрет на ввоз в Республику Казахстан автотранспортных средств с правосторонним рулевым управлением.
Относительно статических данных сообщаем, что органами внутренних дел ведутся специальные учеты дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) в целом по республике. За последние три года общее количество ДТП увеличилось на 6,3% (с 15302 до 16038), число погибших людей на 21% (с 3136 до 4271), раненных на 3% (с 18793 до 19389). Статистические данные приведены с учетом показателей по автомобилям с правосторонним расположением органов управления. Так, за аналогичный период численность праворульных автомобилей в стране возросла с 36 до 151,3 тысяч, количество ДТП по вине водителей таких автомобилей увеличилось в 7 раз (c 111 до 793), число погибших людей -14 раз (с 17 до 240), раненных в-7,6 раза (со 136 до 1040 человек).
Премьер-Министр Республики Казахстан |
К. Масимов |
Как я уже сказал, такой ответ вызвал у меня недоумение.
Во-первых, я так и не получил ответ, почему Правительство не исполняет Конституционный закон, и кто в этом виноват. Ведь если Правительство не исполняет законы, то, как можно требовать этого же от граждан.
Во-вторых. Из трех вопросов, поставленных в запросе и на просьбу предоставить полную статистическую информацию, Правительство ответило только на один вопрос.
Из ответа следует, что Правительство не вправе своим решением вводить запрет на эксплуатацию автомашин с правосторонним рулевым управлением и никогда не разрабатывало таких документов.
Будем считать, что Проект Постановления Правительства, вносящий изменения в Правила дорожного движения, и запрещающий эксплуатацию «праворулек», который так взбудоражил общественность, это дезинформация и дело рук недругов, желающих дестабилизировать политическую ситуацию в Казахстане и помешать нам войти в число 50 наиболее конкурентно-способных стран.
Однако, к сожалению, в ответе Правительства нет ответа на главный вопрос - будет ли Правительство добиваться введения запрета на эксплуатацию законно ввезенных и приобретенных «праворулек».
Дело в том, что по моей информации, в Правительстве уже находится на согласовании законопроект, разработанный МВД, который предусматривает введение такого запрета.
Если такого законопроекта нет, и он не готовится, а информация, которой я располагаю это опять происки деструктивных сил, то видимо об этом нужно было заявить с высокой трибуны и успокоить общественность страны.
Если же все-таки такой законопроект готовиться, и будет внесен в Парламент, то Правительству необходимо все-таки найти ответ на вопрос - что делать собственникам с законно приобретенными автомобилями.
Одним из вариантов, предлагаемым чиновниками различных уровней и озвучиваемый в СМИ, является перестановка рулевого управления.
Однако перестановка рулевого управления, затрагивает именно те узлы автомобиля, которые обеспечивают безопасность при движении и уверенное поведения автомобиля на дороге. По заключению экспертов для перестановки руля потребуется заменить или переделать от 30 до 60 важнейших узлов и механизмов автомобиля. И если введение запрета на ввоз и эксплуатацию «праворулек» продиктовано исключительно стремлением повысить безопасность на дорогах (а не интересами автодиллеров и автосборщиков, как об этом говорят на кухнях), то такая переделка только усугубит ситуацию с безопасностью дорожного движения.
Кроме того, несмотря на заявления чиновников о том, что переделкой «праворулек» занимаются десятки предприятий по всей стране, по моей информации сегодня обнаружено всего два предприятия, с соответствующим оснащением и квалификацией сотрудников, а производительность их на двоих максимум 250-300 машин в год. Для переделки всех 151,3 тыс. (по данным Правительства) автомашин понадобится всего 504 года.
Другим вариантом, который внесет социальную справедливость в процесс запрета эксплуатации «праворулек» будет выкуп запрещенных машин Правительством у граждан. На это уйдет «всего» около миллиарда долларов США. Но есть резонный вопрос, который задаст налогоплательщик, не имеющий такой машины, почему это должно делаться за мой счет, ведь не все еще у нас в порядке со здравоохранением, образованием, питьевой водой и т.д.
Видимо все-таки, наиболее приемлемым для всех и самым здравым решением будет оставить «праворульки» в эксплуатации до полного износа.
В любом случае Правительство должно не отмалчиваться, а озвучить свою позицию по этому вопросу, если конечно есть что сказать своему народу. Но пока складывается такое впечатление, что сказать нечего.
08 февраля 2007 года.