Взгляд в прошлое из Москвы
Лидер "Гражданского Альянса" РК Валентина Сиврюкова оставила свой пост и переехала в Россию на постоянное место жительства. О причинах этого решения, о прошлом и будущем казахстанских НПО, о новой системе "социального заказа" с Валентиной Сиврюковой беседовал эксперт ИАЦ МГУ Джаляль Жетписов.
Жетписов: В чём, по вашему мнению, главная отличительная черта неправительственного сектора Казахстана от неправительственного сектора других постсоветских государств?
Сиврюкова: В принципиальном плане сама природа НПО одинаковая - эта мотивация к объединению для решения каких-то конкретных проблем. На этапе экономических сложностей, когда выживание было главной проблемой общества, НПО создавались именно для этих целей, для целей выживания. В Казахстане, как и в России, по мере развития экономики, роста доходов населения, получения устойчивой работы, происходит ориентация людей на удовлетворение духовных потребностей, реализации творческого потенциала. При этом одним их механизмов являются также НПО. Я бы сказала, что НПО - это индикатор состояния общества. В этих процессах наши страны похожи. Но если говорить об особенностях развития неправительственных организаций в наших странах, то можно определить те различия, которые обусловливаются особенностями политического правления, экономического развития.
Жетписов: Какова реальная лояльность власти к развитию гражданских институтов и гражданских инициатив? Готово ли высшее политическое руководство стран строить реальную демократию, а не виртуальную.
Сиврюкова: Оценивая ситуацию, я могу сказать, что среди стран СНГ по вопросам развития неправительственного сектора Казахстан занимает ведущие позиции. У нас достаточно развитый гражданский сектор, который реально действует в четырёх макросферах - экономической, социальной, экологической и правовой. Очень важным в вопросах развития сектора является готовность лидеров НПО к консолидации, определения своих общих интересов, задач, проблем и дальнейшее их лоббирование на уровне всех ветвей власти. Разрозненный сектор не может эффективно участвовать в формировании устойчивых условий для стабильного развития.
В Казахстане процесс консолидации состоялся в 2000 году, когда была создана Конфедерация неправительственных организаций Казахстана. Инициаторами выступили те НПО, которые на самом деле понимали, что пройден определённый путь, но куда двигаться дальше, как двигаться, где та устойчивая система, которая позволит говорить о решении проблем через самоорганизацию людей с использованием внутренних источников средств, а не только получением грантов из зарубежа. Как работать с властью: искать в одиночку контакты, уповая на собственные связи и «добрых» чиновников или всё таки выработать системные вещи, которые бы позволяли независимо от того, плохой или хороший чиновник, чтобы он обязан был считаться с мнением общества, которое трансформируется наверх через НПО. Но в обществе все еще сохраняется привычка отдавать приоритеты власти, оставаясь в состоянии ожидания… Это «вчерашний день».
Создав Конфедерацию, мы достаточно большое внимание стали уделять росту значимости НПО во влиянии на власть через систему эффективного сотрудничества. За шесть последних лет мы провели большую работу по продвижению и решению вопросов устойчивого развития сектора. Мы вышли на консолидацию с бизнесом, с современными профсоюзами, которые готовы консолидировать усилия для решения значительных общественных проблем, усиления влияния на власть.
Так был создан Гражданский альянс Казахстана. Произошло это в 2005 году накануне второго Гражданского форума с участием Президента страны Н.А. Назарбаева. И деятельность Гражданского альянса стала достаточно новым этапом развития НПО, поскольку потребовала умения работать в сообществе, быть убедительными и в словах, и в делах, определять более высокие горизонты будущего. Это казахстанский путь развития. Что касается России, то здесь приняты те законы, которые поставили деятельность НПО под властный контроль. А это очень серьезное обстоятельство для развития НПО. В Казахстане также были предприняты действия, чтобы «пристолбить НПО». Но нам удалось доказать на уровне Президента страны несоответствие поставленных целей и механизмов их достижения… В результате мы были услышаны и Президентом страны и Конституционным Советом, который признал принятые в работу законы не соответствующими Конституции РК.
В России, как известно, контрольные меры за деятельностью НПО узаконены. И для НПО наступил сложный период выбора - быть или не быть. Свертывание сектора приведет к нарушению системы обратной связи Власти и Общества, к накоплению нерешенных проблем, к росту недовольства, что поздно или рано проявляется.
Контроль власти за деятельностью гражданского сектора ставит с ног на голову первоначальную основу демократического общества, где на вершине народ.
В Узбекистане полностью произошло свёртывания гражданского сектора. Фактически сегодня там нет НПО.
В Киргизии, с моей точки зрения, оказалось достаточно много проблем в рамках развития гражданских институтов, поскольку власть в своё время очень четко поняла, что можно за счет грантов из зарубежа для НПО решать массу вопросов, которые по идее должны были решать за счёт бюджета. Власть очень оперативно создавала псевдо-НПО. Они и осваивали грантовые средства. Следствием этого стало то обстоятельство, что не сформировались в достаточном количестве в Киргизии истинно гражданские институты, которые позволили бы работать с людьми, с социально уязвимыми группами населения. И в определенной мере это сказалось на том, что люди, не находя выхода из своих проблем пошли «брать Зимний». Я говорю о «тюльпановой револиции». Поэтому именно гражданские институты в виде НПО очень важны для упрочения общественной надёжности, формирования у людей навыков и умения решать свои проблемы, становиться хозяевами своей судьбы.
Неправительственный сектор должен пронизывать все сферы жизни. Должна быть очень гибкая система реагирования на все общественные явления, процессы, проблемы. А как? Власть не может патронировать и регламентировать полностью жизнь человека. Люди должны это делать сами. Так доверьте им это!
Жетписов: Как бывший руководитель гражданского альянса Казахстана, как вы оцениваете современное состояние неправительственного сектора в Казахстане?
Сиврюкова: Я не могу утверждать, что в Казахстане процесс становления неправительственного сектора завершен. Но в целом я оцениваю достигнутые результаты достаточно позитивно. За последние 10 лет сформировалось более 10 тысяч общественных объединений, фондов, некоммерческих негосударственных учреждений, союзов юридических лиц. Однако для казахстанского 15-ти миллионного общества эта цифра не может быть достаточной. Чем больше НПО, тем выше уровень гражданских инициатив и возможностей людей делать свою жизнь лучше… Поле для деятельности старых и новых НПО очень большое.
В своём докладе на конференции перед моим переизбранием, в ноябре прошлого года я определила десять основных задач для развития неправительственного сектора.
Важная задача - взаимодействие с властью. Политическая элита очень отдалена от общества. Одно из условий - это конечно упрощение законодательства, которое бы позволяло снять финансовые барьеры при создании неправительственных организаций, чтобы малообеспеченные люди могли их создавать.
В то же время большие проблемы заключаются и в самом секторе, когда лидеры НПО демонстрируют свою самодостаточность, при этом рассчитывая на партнерство с властью. Другие робеют перед властью, оставаясь в состоянии ожидания «протянутой руки». А нужно самим брать инициативу в руки и выстраивать отношения… Нужно знать принципы работы госорганов, формы и методы работы с документами, порядком формирования госбюджета и контроля за расходованием бюджетных средств и так далее. Работа с зарубежными донорами имела одни требования и особенности, с бюджетными деньгами - это другие условия.
Очень часто лидеры НПО, проводя какие-то свои мероприятия, конференции, инициируют направление во власть резолюций, меморандумов. Затем ждут ответы. Чаще всего их нет. На следующей конференции критикуют госорганы. А что вы сами сделали, чтобы ваш документ расшифровать, довести до исполнителей и получить то решение, которое вам нужно? НИЧЕГО.
Мой опыт работы показал, что многим лидерам НПО нужно научится себя позиционировать, уметь продвигать свои интересы, обладать конфликтологической компетенцией, уметь вести переговоры и не сдавать своих позиций, а использовать свои позиции для того, чтобы продвигать интерес тех, кто за тобой.
Вместе с тем, я считаю позитивным то, что в Казахстане НПО могут продуктивно сотрудничать с органами местной власти и решать многие задачи сообществ.
В России и в некоторых странах СНГ всё чаще говорят о том, что государство пытается подмять под себя неправительственный сектор. Насколько эта проблема актуальна в Казахстане?
Проблема актуальна. Этот вопрос очень глубокий и имеет отношение, как к самой власти, так и к тем, кого мы называем представителями гражданского сектора.
Позицией Гражданского альянса Казахстана (ГАК), когда я его возглавляла, главным принципом была равноудаленность от власти и от политических партий. Это означало, и с теми и другими строить взаимовыгодный диалог и выходить на возможные договоры по конкретным проблемам. Представляя Альянс в государственных органах, основывать позицию на реальной оценке происходящих общественных процессов. Понятно, что это непростой путь, это требовало много усилий и мужества.
Деятельность большинства лидеров НПО показала их неготовность к последовательному отстаиванию своих позиций, их продвижению, не умению вести переговоры, добиваться результатов ценой разумных компромиссов. Оказалось, что легче и проще «лечь под власть».
И для власти оказывается проще иметь управляемых лидеров, с которыми не нужно вести «разговоры», а просто управлять ими. И когда в связи с моим отъездом в Москву, состоялись выборы нового руководителя ГАК, уже в ходе подготовки к конференции стало очевидным, насколько власти было важно получить через лидера управляемую организацию, «шагающую в ногу».
К сожалению, как чиновники, так и «ручные лидеры» довольствуются сиюминутными результатами, которые упрощают их личную жизнь Я расцениваю этот процесс как негативный, который позволяет искажать реальную действительность и создавать иллюзию благополучия там, где на самом деле есть проблемы. Все это чревато последствиями.
Резюмируя, хочу отметить, что становление гражданского общества - это сложный эволюционный путь, который проходит и власть, и общество. Нужно, чтобы устойчивая гражданская осанка была присуща и тем, кто находится в иерархии власти и в общественном секторе. Нужно время для того, чтобы формировать, обучать, чтобы не было страха перед вышестоящим… Чтобы на самом деле человек ощущал, что он главный со всем комплексом своих интересов и проблем. В этом также заключается и мощь и сила государства.
Жетписов: Что вы можете сказать о системе т.н. социального заказа.
Сиврюкова: В рамках формирования рыночной экономики и совершенно иных подходов государства к своим социальным обязанностям, происходит уменьшение тех функций, которые относятся к государственным социальным услугам.
Социальный заказ - это решение общественных проблем через механизм НПО. При этом финансирование осуществляется через бюджетные программы. И механизмом реализации этих программ является работа НПО, основанная на их эффективной деятельности, отвечающей требованиям тех или иных социальных групп, на гибкости, применении современных технологий, умении быстро реагировать на изменение потребностей.
Услуги НПО недорогие поскольку невысокие затраты на администрирование, привлечение на работу добровольцев. В НПО не платят высокую зарплату, хотя я не считаю это правильным, если мы хотим получать профессионально-качественные услуги. Государственный социальный заказ - это не наше изобретение. Он давно «работает» в США, Европейских странах.
В Казахстане Закон «О государственном социальном заказе» был принят в апреле 2005 года. Процесс его инициирования прошел три стадии: «этого не может быть», «в этом что-то есть» и «так и должно быть!» Но применение Закона выявило массу проблем, которые нужно решать, чтобы не дискредитировать благую идею. Нужна детализированная подзаконная нормативная база, прозрачность процесса размещения соцзаказа, мониторинг и оценка его результатов. Одно из важнейших условий - формирование тематики соцзаказа не в тиши кабинетов, а «снизу вверх», то есть от общественных потребностей. Кстати сказать, при разработке концепции соцзаказа мы приезжали за опытом в Москву и Санкт-Петербург.
Но соцзаказ должен сочетаться с другими формами решения общественных потребностей. Например, создание условий для развития социальной ответственности бизнеса.
Жетписов: Вы из Казахстана переехали в Россию. Намерены ли вы сохранять прежние связи с вашими друзьями и коллегами?
Сиврюкова: Естественно. Казахстан - это моя родина. Тяжело уезжать из страны, в которой ты родилась, прожила активную жизнь. А что такое связь со страной? Это же не просто земля и что-то неодушевленное. Конечно - это люди, это твоя жизнь с радостями и горестями, подъемами и спусками.
Так что все связи я не только намерена сохранять, но и развивать, используя свои наработки и уникальный опыт и Казахстанских и московских, российских НПО. Нужно работать по тем идеям, которые могут иметь практическую ценность как для Казахстана, так и для России.
Существуют какие-нибудь идеи налаживания взаимодействия неправительственных секторов России и Казахстана?
На чем могут основываться эти взаимоотношения? На реально существующих проблемах, актуальных для наших стран. Если начать их перечислять, то получится внушительный список.
Это проблемы социально-экономической интеграции, противодействия торговле людьми, вопросы миграции людей, в том числе и трудовой, оказание содействия людям в их легализации, доступа к жизненно важным услугам, обмен опытом в области эффективных социальных технологий, обеспечение доступа населения к правовой помощи, противодействие национализму, шовинизму, борьба с терроризмом, преодоление бедности и так далее. Важно выходить на совместные проекты НПО, которые бы решали эти и другие проблемы. Может быть через деятельность фабрики мысли, НПО подобных российским «Синтенки». Работа в рамках деятельности «Гражданской восьмерки» также ориентирована на комплекс общих проблем. Они связаны с обязательствами наших государств перед ОБСЕ в области человеческого измерения.
Я хочу сказать слова благодарности моим российским коллегам за проявленный интерес к казахстанскому опыту развития неправительственного сектора и к моей деятельности в частности. Данное интервью расцениваю, как знак протянутой руки к сотрудничеству.
Жетписов: Спасибо Вам
По материалам ИАЦ МГУ