По словам основателя театра-студии GAS (Gubashev Actor School) Еркена Губашева, или дяди Кеши, как его называют ученики, детский театр был организован около трех месяцев назад, а в его состав вошли дети, окончившие курсы театра-студии.
"Мы позиционируем детское отделение театра-студии как детский театр, который будет ставить наравне со взрослыми артистами, как профессионалы, такие спектакли. Мы хотим это делать, мы хотим попробовать, замахнуться на это нагло. Не знаю, получится – не получится, но по крайней мере из этих детей уже через пять лет вырастут очень хорошие профессиональные актеры. Мы об этом думаем. Сегодня день рождения этого театра", – говорит Еркен Губашев.
Василий Попов и Еркен Губашев. Фото: Zakon.kz
Педагог студии актер Василий Попов, выпускник ВШСИ К. А. Райкина, дебютировал в этом спектакле как режиссер. Отвечая на вопрос, почему замахнулись на такую фигуру, как Хармс, он сказал: "Мне кажется, что история Хармса именно через призму детских голосов прозвучала особенно остро. Он был вынужден писать для детской аудитории, чтобы зарабатывать себе на хлеб. На мой взгляд, в этом есть какая-то временная ирония, что спустя почти сто лет мы ничего не знаем про тех людей, которые цензурировали Хармса, запрещали его, а его произведения только набирают популярность и дети выходят и читают его стихи".
Фото: Zakon.kz
Спектакль поставлен по стихам, прозе, пьесе Хармса "Елизавета Бам" и по отрывкам из его дневников и дневников его жены. Сложную историю жизни поэта создатели постановки попытались рассказать одновременно и серьезно, и весело.
Фото: Zakon.kz
Русский и советский писатель, поэт и драматург Даниил Хармс, которого называют одним из главных поэтов абсурда, творил в начале прошлого века в Ленинграде. С конца 1920-х по конец 1930-х годов Хармс работал для детских журналов "Ёж", "Чиж", "Сверчок", написал несколько книг стихов и рассказов для детей.
За высказывания в детской литературе был арестован и сослан в Курск в 1931 году, а в 1941-м – арестован по доносу. Чтобы избежать расстрела, симулировал сумасшествие. Умер во время блокады Ленинграда в 1942 году. В 1960 году был реабилитирован. Творчество Хармса, особенно его стихи для взрослых, получило широкое признание спустя несколько десятилетий после его кончины и оказало значимое влияние на современные литературу и искусство.
Фото: Zakon.kz
"Когда я впервые столкнулся с произведениями Хармса, для меня это была загадка. Такой специфичный жанр. Его стихи это, конечно, что-то. Либо я сумасшедший, либо... Но когда я увидел первую интерпретацию Хармса в нашей студии, я понял, что мы двигаемся туда, и сказал Васе делать спектакль, потому что это очень мощно. Кстати, благодаря нашей студии многие ребята подтянули учебу, стали лучше учиться, а знать Хармса – только плюс", – прокомментировал выбор темы спектакля Еркен Губашев.
Ворота "Дома на Барибаева 36". Фото: Zakon.kz
"Хармс" – это в сумме третий спектакль театра-студии. Первым был "Обратно в Линэйн" по Мартину Макдоне, вторым – "Мамы. Пети. Ватуки" по пьесам Наталии Лизоркиной "Петя из Ватуков" и Александра Елизарова "Мама-космонавт", который вскоре также будет представлен на сцене "Трансформы" уже взрослым театром GAS.
Примечательно само пространство, в котором прошла премьера. "Трансформа" зародилась в 2017 году и до 2021 года базировалась на территории социально-культурного пространства первого этажа коворкинга SmArt.Point в башнях Almaty Towers.
Основная цель "Трансформы" – поддержка независимых проектов в сфере культуры и искусства, ключевое направление при этом – театр, а главная концепция – экспериментальность, актуальность и открытие новых имен. Санитарные ограничения во время ковида привели к тому, что сначала "Трансформа" осталась без пространства, два года кочевала по разным местам, а в июне текущего 2023 года обосновалась в "Доме на Барибаева 36". С сентября проект запустил активности, а в октябре у него уже очень плотная программа.
Анна Суворова, директор пространства "Трансформа". Фото: Zakon.kz
"Мы решили поддержать театр-студию GAS, так как ее основатель, Еркен Губашев, для меня человек, который не оставляет сомнений по поводу того, что на сцене будет происходить что-то профессиональное. "Трансформа" занимается продвижением именно профессионального искусства, при этом экспериментального, необычного, мы всегда хотим помогать молодым. Это сейчас они делают свой первый шаг, знакомятся со своим зрителем, а дальше они, может быть, вдохновившись, захотят продолжать это дело, работать в театре и придут к нам уже со своими проектами. Это наши инвестиции в будущее", – говорит директор "Трансформы" Анна Суворова.
Фото: Zakon.kz
Несмотря на двойной дебют, часовой спектакль, поставленный по произведениям достаточно спорного и сложного автора, смотрится на одном дыхании. Роли в нем исполняют выпускники старшей детской группы театра-студии Айнель Айжарикова, Аружан Батырбаева, Искандер Бульдешев, Даян Губашев, Алисултан Жаныбек, Артур Лигай, Даниял Нуртуганов, Максим Олейник и Дильназ Шукурова. И каждый из этих юных артистов проявляется на сцене, то по очереди приковывая внимание к себе, то по-максимуму отыгрывая свою партию в ансамбле ярких групповых мизансцен.
Действие очень динамичное и гибкое, богатое тонкими нюансами. Декораций и костюмов нет, все держится на игре актеров, интересно подобранной музыке и световых эффектах, которые добавляют и цвета. Общее впечатление передает дух Хармса – юмор, грусть, абсурд, философские искания. Чтобы лучше понять спектакль, нужно предварительно познакомиться с историей жизни и творчества Хармса и с реалиями времени, в которое он жил.
Фото: Zakon.kz
Спектакль дневной, а пустят на него всех зрителей, достигших шестилетнего возраста.
Автор: Елена Королева