Постановка по всем критериям для тех, кому больше 16 лет. Она вряд ли кого-то оставит равнодушным и безучастным, а в качестве интеллектуального послевкусия зрители унесут с собой массу вопросов.
История скомпилирована из двух современных перекликающихся по смыслу пьес – "Мама-космонавт" Александра Елизарова и "Петя из Ватуков" Наталии Лизоркиной. В обеих из них мама теряет контроль над разумом, попросту сходит с ума. Почему это происходит (какой не тот выбор она сделала, на какой платформе была создана семья, где женщина предала свои мечты или потому и сделала так, что изначально была помешана, к чему располагает сама обстановка в забытых богом Ватуках…) – об этом, собственно, и спектакль.
Как и о том, чем не вполне осознанное поведение матери в долгосрочной перспективе чревато для нее и для всех ее близких, каково быть ребенком, растущим в нищете и с матерью-"космонавтом", пребывающей в своем вымышленном мире (мы помним, что физически отсутствующий папа-"космонавт" – более распространенная на постсоветском пространстве реалия), и каково быть взрослым, который вырвался из этого окружения, но оно по-прежнему его семья, вызывающая амбивалентные чувства.
Фото: Zakon.kz
Спектакль начинается с фильма, где рассказывается о маме-космонавте из далекого детства главного героя, а потом действие переносится на сцену и в наши дни. Как рассказывает режиссер спектакля Никита Патуев, выпускник Московского театрального колледжа им. Табакова и Театрального института им. Щукина, актер и преподаватель студии GAS (Gubashev Actor School):
"Мы объединили пьесы, чтобы с помощью первой, "Мама-космонавт", показать детство главного героя его глазами – маму, папу, сестру. Так мы видим, что у мамы всегда были определенные проблемы. Начиная и заканчивая этой пьесой, мы показываем, что мама улетает в космос, обретает новый мир, где все, по ее мнению, будут счастливы. Не на нашу Землю улетает, а ищет что-то более космическое для своей семьи. Она находит только такой выход из сложившейся жизненной ситуации".
Фото: Zakon.kz
В постановке два главных действующих лица – мама и Петя, ее сын, после долгого отсутствия приезжающий из Москвы в родной провинциальный город. Однако не только актеры, исполняющие главные роли, а каждый, кто выходил на сцену, создали яркие и запоминающиеся образы. То, как Сауле Губашева, директор театра, впервые вышедшая на сцену в роли актрисы, передает гамму чувств обезумевшей матери и несколько борющихся между собой личностей в ее голове, вызывает восхищение. Ее стук в дверь к сыну достоин триллера.
Роль Пети, взрослого сына, исполняет Василий Попов, выпускник ВШСИ К.А. Райкина, который раскрывается совсем иначе, чем в первом спектакле театра "Обратно в Линэйн". Там он грубый мужлан, а здесь – сочувствующий родным "головастик" из Бауманки, не совсем обычный основатель тоже несколько "космического" стартапа. Его сестра Лида (Изабель Кенебаева) винит его в том, что он бросил ее прозябать в Ватуках, где даже толком не ловит сотовая связь. Папа (Багдаулет Келдыбеков) бродит по дому никому не важным полупризраком под шафе, которому все опостылело (он, правда, говорит об этом в более жесткой формулировке). Застрявшие в Ватуках друзья Пети, у которых и имен нет – Банчик (Саят Куанышев) и Грибок (Александр Чечетко) – реальные пацаны на районе, причем со своей иерархией: со всей харизмой рулит Банчик, а свита-Грибок делает этого "короля".
Первая девушка Ватуков Оксана (София Красильникова) запомнится особенной походкой и манерами. Ким-чи – тоже человек без имени, муж Лиды (Ерайдын Тасболат) – с демонстрируемым всем диагнозом ДЦП, оказывается чуть ли не единственным нормальным во всем городе. Кстати, актер так глубоко вжился в образ и так ловко и быстро "выпрыгивал" из него, что можно только удивляться. Сквозной персонаж спектакля, проводник в город и его дух – таксист дядя Матвей (Еркен Губашев, художественный руководитель и основатель театра-студии). Он по большей части отвечает за смешные моменты в постановке. Роли в фильме и спектакле также исполнили дети Даян Губашев и Милана Абдуллаева.
Фото: Zakon.kz
Нужно отметить, что почти все артисты – выпускники студии актерского мастерства GAS, и каждый украсил постановку какой-то своей фишкой. Репетиции шли этюдным методом, актеры в процессе вносили что-то свое, в связи с этим появились два персонажа, которых изначально не было в пьесе, – таксист дядя Матвей и Грибок.
Декораций в постановке минимум, основная – изображения панельных многоэтажек.
"Панельки – это, с одной стороны, какая-то ностальгия по детству, которое ушло, а, с другой стороны, страх, чтобы такое больше не повторилось, потому что люди, которые застряли в советском времени, в прошлом, которые живут в провинциальных городах, и люди, которые пошли дальше, зачастую друг друга не понимают. Так семья делится на людей, живущих прошлым, и людей, которые стараются жить будущим", – говорит режиссер.
Конфликт в восприятии возникает еще в самом начале, при просмотре мини-фильма, когда мама, вроде бы руководствуясь высшей целью, облачается в костюм космонавта. Оставит ли мать в здравом уме своих малолетних детей? А не хочет ли она убежать от них и от своей жизни как можно дальше, лучше даже улететь на Луну? При этом мама говорит, что после они будут жить там вместе. Хочешь – не хочешь напрашиваются мысли о безумии (что послужило его причиной – уже отдельная тема). Подтверждают их воспоминания героев о том, что мама лежала в больнице для психически больных, которые всплывают позже в драматической части спектакля.
В общем, судя по этой постановке, сейчас актуально не "Отчего люди не летают, как птицы" Катерины из "Грозы" Александра Островского, а костюм космонавта мамы, которую не устраивает ее жизнь и жизнь ее детей, и старт ракеты-носителя на космодроме, потому что от начальной точки долететь до счастья в ее представлении можно только так, или потому, что представления о счастье нынче такие недостижимые и космические. Возможно также, что мама таким образом спасает детей от себя же.
Фото: Zakon.kz
На такие и множество других мыслей и вопросов наводит этот спектакль. Что-то не так с мамой, что-то не так со всеми жителями Ватуков или что-то не так с главным героем Петей? До последнего не понимаешь, с кем что-то не так. Не провинциальный городок, а "Остров проклятых" какой-то. "Мама, мы все тяжело больны, мама, мы все сошли с ума" – только как-то так. Отследить одну линию, определить причину и следствие трудно, как и в самой жизни. Но именно этого и добивался режиссер.
"В моем понимании театра, если после спектакля остаются какие-то вопросы, это хорошо. Когда у вас есть над чем подумать, попытаться распутать в своей голове этот клубок, это очень даже неплохо. Может быть, мысли какие-то, понимание придет завтра с утра, может, через неделю, может, через год, а может, вообще не придут – и это нормально. То есть цель спектакля – не просто принести какое-то удовольствие эстетическое, дать возможность приятно провести время, но и заставить думать об отношении к родителям, к детям, о толерантности, о разделении больших городов и маленьких. Это действительно несколько мистическая история, выход из которой – полет в космос всего населения, метафорически, то есть обретение нового уровня сознания. Естественно, настоящий полет в космос – это утопическая мысль. Еще в "Черном зеркале", сериале на Netflix, да и во многих других произведениях, была такая история, что вся планета улетает и начинает на новых землях новую жизнь, потому что люди понимают, что здесь существовать уже не могут", – говорит Никита Патуев.
Фото: Zakon.kz
Смыслов в спектакле можно разглядеть море: это и загрязненность атмосферы, что от воздуха падают в обморок; и токсичность отношений, что кто-то в итоге берет в руки топор, чтобы покончить с этим, а кто-то – подставляет голову под ружье, не в силах больше пребывать в одном пространстве с полчищами ментальных тараканов вины, сожаления, бессилия и безысходности; и замена социалистического культа личности на капиталистический с китайским уклоном; и отношения провинции и города, отцов и детей, прошлого и настоящего, традиционного и нет… Каждый сможет увидеть свое.
Фото: Zakon.kz
Абстрактные Ватуки – это если и не сумеречная зона, то зона, покрытая ядовитым дымом и невежеством – точно. Все бегут оттуда кто куда: отец – в опьянение, Грибок и Банчик – в наркотический дурман, дочь – в явно проигрышный для нее неравный брак, мать – в "космос", Петя – в "землю обетованную" российских и не только провинциалов – Москву, где умудряется построить вполне комфортную жизнь. Но что произойдет, если вернуться для благословления к истокам, если поднять все проблемы, которые за годы никуда не делись?
Если вернуться туда, где вместо лечения ругают врачей; где вместо того, чтобы не загрязнять воздух, придумывают очистные системы и носят противогазы; где вместо того, чтобы отпустить детей, навешивают на них чувство вины; где охотятся на неких акиняков и едят их, не понимая, что это их светлые воспоминания о прошлом и будущее.
Создатели пьесы предлагают свой вариант, а заодно наделяют зрителей желанием поразмыслить над тем, где же искать реальный выход без бегства от реальности в своей жизни, если она хоть чуть-чуть напоминает Ватуки.
Фото: Zakon.kz
"Спектакль происходит в голове смотрящего. На премьере было около 100 человек, значит, состоялось около ста спектаклей. Я как зритель считываю Петю нормальным. Это один из главных актерских приемов, который в театре импровизации называется "Играть Алису", когда ты играешь адекватного персонажа в среднем нормальном статусе в абсолютно невероятных обстоятельствах. Василию Попову за это отдельные аплодисменты. Петя нормальный, я себя с ним ассоциирую, мне тоже все происходящее в Ватуках кажется абсолютной дичью. Потом он начинает сомневаться. Все мы знаем эти социальные эксперименты, когда сидит 30 человек, и все говорят, что это зеленый, когда это красный, и последний человек начинает сомневаться в себе, в своей адекватности", – говорит главный режиссер "Трансформы" Ярослав Максименко.
Фото: Zakon.kz
Обсуждение после спектакля, которое принято в "Трансформе", помогло выразить эмоции, задать вопросы команде, узнать мнения других и понять смыслы, что было особенно уместно в данном конкретном случае.
Вот что сказали в ходе обсуждения зрители:
- "Смотря спектакль, периодически забывала дышать. Поняла смысл как отражение всего, что происходит в нашем мире сейчас. Все мы немножко сумасшедшие. Сыграли просто нереально. Это круче кино в сто раз, ощущаешь каждого".
- "Многие моменты откликались у меня в голове вспышками: где-то я видела чью-то маму, где-то деда, где-то ребенка. Шикарно – и посмеялись, и поплакали".
- "Я не поняла всего, в общем, это было сложно, но отдельные сцены были сыграны и поставлены очень классно. Я знакома с актерами этого театра, и вижу, что они очень выросли. Некоторые сцены я не поняла, а некоторые тронули меня, задели за живое. Например, отношение матери к сыну, дочери".
Фото: Zakon.kz
В октябре театр GAS отметил свою первую годовщину, а проект "Трансформа" – шестилетие, по поводу которого на площадке был устроен Drama Battle. На небольшой официальной части директор Анна Суворова описала путь пространства в цифрах, а потом начался драматический баттл под руководством главного режиссера "Трансформы" Ярослава Максименко. Состязались команды "Трансформы" и театра GAS, а в победителях оказались давно так не смеявшиеся зрители. В задумках "Платформы" – проводить встречи со стендап-выступлениями регулярно.
Автор: Елена Королева