Документ регулирует общественные отношения в сфере защиты прав потребителей и определяет правовые, экономические и социальные основы защиты прав потребителей.
Указывается, что закон распространяется на отношения, возникающие между потребителями и субъектами предпринимательства (продавцами, изготовителями, исполнителями, уполномоченными изготовителями лицами, импортерами) при реализации (изготовлении, ввозе) товара (выполнения работы, оказания услуги), и определяет роль каждого из субъектов системы защиты прав потребителей в профилактике, защите и восстановлении прав потребителей.
В частности, документ определяет функции и полномочия омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей, порядок его назначения и освобождения от должности.
Так, предусматривается, что омбудсмен назначается на должность сроком на четыре года и освобождается от должности президентом РК. При этом омбудсмен может быть освобожден от должности досрочно.
Назначаемый на должность омбудсмена должен отвечать следующим требованиям:
обладать гражданством РК и постоянно проживать на ее территории последние десять лет;
иметь высшее образование;
иметь опыт работы по защите прав и законных интересов физических или юридических лиц не менее пяти лет;
быть не моложе 35 лет;
владеть казахским и русским языком.
Проект закона также предусматривает, что для обеспечения своей деятельности и реализации своих функций омбудсмен учреждает аппарат по вопросам защиты прав потребителей, который является некоммерческой организацией в иной организационно-правовой форме.
Структура аппарата утверждается омбудсменом.
Аппарат осуществляет обеспечение деятельности и реализацию функций омбудсмена, информационную и просветительскую работу среди потребителей, изучает общественное мнение, оказывает потребителям консультационные и представительские услуги, занимается повышением правовой грамотности по вопросам защиты прав и законных интересов потребителей.
Согласно законопроекту финансирование омбудсмена и его аппарата осуществляется из разных источников:
государственное финансирование в рамках законодательства республики;
благотворительные взносы;
целевое финансирование негосударственного характера донорскими организациями отдельных проектов по вопросам защиты прав потребителей;
иные источники, не запрещенные законодательством.
Законопроект также определяет деятельность общественных объединений по защите прав потребителей.
В целом, проект закона устанавливает, что защита прав потребителей строится на принципах:
законности, объективности и гласности;
обеспечения потребителей безопасными и качественными товарами (результатами работ, услугами);
просвещения и повышения правовой грамотности потребителей в вопросах защиты своих прав и законных интересов;
обеспечения эффективности системы защиты прав потребителей;
доступности и достоверности информации о предлагаемых продавцом (изготовителем, исполнителем) товарах (работах, услугах);
недопущения продавцами (изготовителями, исполнителями) в договорах условий, нарушающих или ущемляющих права и законные интересы потребителей;
содействия экономическим интересам потребителей для повышения их благосостояния;
обеспечения защиты личной информации и данных о потребителях.
При этом субъектами системы защиты прав потребителей являются
Правительство Республики Казахстан.
Уполномоченный орган, его территориальные подразделения.
Государственные органы в пределах своей компетенции.
Суд.
Омбудсмен по вопросам защиты прав потребителей.
Общественные объединения потребителей, ассоциации (союзы) и другие представители интересов потребителей.
Субъекты внесудебного урегулирования потребительских споров.
Субъекты предпринимательства.
Система защиты прав и законных интересов потребителей включает в себя следующие мероприятия:
профилактические меры по предупреждению нарушений прав и законных интересов потребителей (консультирование, общественный мониторинг, просвещение потребителей и повышение их правовой грамотности в вопросах защиты своих прав и законных интересов, размещение информации об уполномоченном органе, омбудсмене и общественных объединениях потребителей, осуществляющих деятельность в месте нахождения продавца (изготовителя, исполнителя);
добровольное восстановление в досудебном порядке прав и законных интересов потребителя нарушившим их продавцом (изготовителем, исполнителем) и возмещение ему причиненного убытка (ущерба, вреда) вследствие недостатков товара (работы, услуги);
в случае неразрешения потребительского спора продавцом (изготовителем, исполнителем) в досудебном порядке восстановление нарушенных прав и законных интересов потребителей, возмещение причиненного убытка (ущерба, вреда) вследствие недостатков товара (работы, услуги) субъектами внесудебного урегулирования потребительских споров (арбитраж, медиатор) в внесудебном порядке;
в случае неурегулирования потребительского спора в досудебном порядке защита и восстановление нарушенных прав и законных интересов потребителей, возмещение причиненного убытка (ущерба, вреда) вследствие недостатков товара (работы, услуги) судом;
привлечение продавцов (изготовителей, исполнителей), нарушивших права и законные интересы потребителей, к ответственности в соответствии с законами республики.
Законопроект также предусматривает компетенции государственных органов в сфере защиты прав потребителей, государственный контроль за соблюдением законодательства по защите прав потребителей, их информационную защиту.
Проект закона размещен на сайте "Открытые НПА" для публичного обсуждения до 7 октября.