В частности, предлагается предусмотреть возможность создания правового механизма по юридической защите врачей, при которых тот сможет отказаться от лечения пациента.
Так, лечащий врач по согласованию с руководителем медицинской организации может отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения при единомоментном соблюдении трех условий:
отказ от ведения пациента не угрожает его жизни;
отказ от ведения не угрожает здоровью окружающих;
отказ от ведения согласован с должностным лицом медорганизации.
Как поясняется, такая мера связана с участившимися случаями нападения на медицинских работников. Так, приводятся данные, что за период ЧП, произошедших январских событиях были нападения на 20 объектов здравоохранения. Из них – пять стационаров, один объект ПМСП, 14 аптек, которые находились в Алматы. Пострадали за этот период семь медработников, из них пять – в Алматы, по одному – в Шымкенте и Алматинской области.
Кроме того, приводятся факты нападения на медицинских работников службы скорой медицинской помощи при осуществлении должностных полномочий.
В связи с чем предлагается разработать механизм регулирования правоотношений врача и пациента, к примеру, отказ врача от ведения пациента в связи с возникновением опасности, угрожающей жизни или здоровью медицинского работника, конфликтом интересов.
Также говорится о необходимости принятия мер по дестигматизации пациентов с психическими и поведенческими расстройствами.
В основном пациенты психиатрического (наркологического) профиля не представляют социальную опасность, 98-99%. Вместе с тем обществом все пациенты психиатрического профиля воспринимаются социально опасными, в связи с чем возникает необходимость четкого определения лица, представляющего социальную опасность, в целях предотвращения нарушения прав других психических больных. В этой связи предлагается внесение нового понятия, как социальная опасность лица с психическим поведенческим расстройством, в том числе связанным с употреблением психоактивных веществ, – говорится в концепции.
Законопроектом также предусматривается совершенствование и развитие органного донорства, то есть прижизненного волеизъявления самого гражданина (потенциального донора) на посмертное донорство.
Так, на 10 сентября 2022 года в листе ожидания находится 3562 пациента, нуждающихся в трансплантации органов, в том числе 77 детей (3208 пациентов нуждаются в пересадке почки, 179 – печени, 153 – сердца, 16 – легких и 6 – легочно-сердечного комплекса).
В здравоохранении развиты современные медицинские инновационные технологии в области трансплантации, имеются подготовленные специалисты. Однако из-за дефицита донорских органов пациенты годами ожидают очереди на трансплантацию или умирают, не дождавшись ее. Предлагаемая поправка будет способствовать увеличению донорского пула и получения доступа граждан РК к трансплантации органов или тканей, сведет к минимуму риск купли-продажи органов, – поясняют в Минздраве.
Как отмечается, мировая практика показывает, что для увеличения пула донорских органов в качестве прижизненного донора могут выступить супруги при наличии тканевой совместимости с реципиентом.
Доступность получения трансплантологической помощи населению страны позволит обеспечить качество и продолжительность жизни пациента.
В концепции также предлагается ввести норму по запрету оборота электронных систем потребления (вейпов) и ароматизаторов ввиду высокого потребления вейпов среди подростков и детей, а также бесконтрольной повсеместной продажи, повлекшей вейповую эпидемию в стране.
В качестве доказательства приводятся данные исследования ВОЗ в Казахстане среди подростков от 11 до 15 лет, которые показали, что потребление электронных сигарет увеличилось за 4 года в 3 раза, 15% мальчиков и 6% девочек признались, что уже пробовали их.
В Минздраве отмечают, что потребление табачных изделий является одним из факторов риска развития неинфекционных заболеваний (болезней системы кровообращения, органов дыхания и онкологических заболеваний).
Документ размещен на сайте Открытые НПА для публичного обсуждения до 31 октября.