После авиакатастрофы у авиакомпании отозвали сертификат летной годности и полностью остановили все ее полеты.
Расследование трагедии ведется до сих пор.
"По делу проведено более 1100 допросов, изъято около 50 тысяч объектов, представляющих интерес для следствия, назначено свыше 110 судебных экспертиз, в иностранные государства направлено 33 запроса об оказании правовой помощи. В настоящее время ряд судебных экспертиз и запросов об оказании правовой помощи в иностранные государства остается на исполнении" – сообщают в МВД.
Только после завершения всех этих процедур будет принято "процессуальное решение".
То есть пока никто не понес ответственности за случившееся, за исключением акиматовских чиновников, незаконно выдавших документы на строительство дома, в который врезался самолет.
На этом фоне в казахстанских СМИ и соцсетях до сих пор идут дискуссии, а кому все-таки принадлежал злополучный самолет, какая компания его эксплуатировала и была перевозчиком, хотя ответы на эти вопросы уже давно и неоднократно были даны – и нами, и нашими коллегами.
Коллеги из Factcheck.kz подробно разбирали этот вопрос.
Еще подробнее его разбирали коллеги из Toppress.kz.
На наш взгляд, эти дискуссии вызваны тем, что расследование, начатое МВД по статье 344, часть 3 Уголовного кодекса ("Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации воздушного транспорта, которое повлекло смерть двух или более лиц") до сих пор не завершено, а ответственные за эту трагедию пытаются, что называется, все свалить "с больной головы на здоровую".
Отчасти в этом виноваты и казахстанские чиновники, которые сами не могут (а может, не хотят) в этом разобраться. Например, сразу после трагедии вице-министр МИИР Берик Камалиев говорил, что учредителем Bek air является Нурлан Жумасултанов (бывший чиновник того же МИИР). Через полгода минюст в своем пресс-релизе говорил совершенно другое – учредителем являются то ли Сакен Жаркимбаев, то ли Дамир Шуленбаев.
Их версии растиражировали многие казахстанские СМИ. А вот загранбюро нашей "оппозиции" на своих интернет-ресурсах уже несколько раз сообщало, что собственником Bek air является Яков Клебанов.
Хотим еще раз обобщить сказанное нами и нашими коллегами и поставить точку в этом путаном вопросе.
Итак:
Судя по казахстанским базам юридических лиц, в нашей стране зарегистрировано большое количество различных АО и ТОО, так или иначе использующих в своем наименовании вариации слов Бек Эйр на различных языках, в различном написании.
В этом списке очень легко запутаться, что, собственно, и происходило.
Действительно, с первого взгляда непонятно, какая же из множества АО/ТОО "Bek air" (BEK AIR, Бек эир, BEK AIR SERVICES, BEK Air Technologies, Bek Air Technics и т.д.) имеет непосредственное отношение к случившейся трагедии.
Но мы выяснили, что сразу после трагедии авиакомпания Bek Air разместила на своем сайте bekair.aero (сейчас сайт не доступен) письменное обращение в Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК по вопросу восстановления сертификата эксплуатанта АО "БЕК ЭЙР". При этом авиакомпания "БЕК ЭЙР" использовала бланк с написанием слов "БЕК ЭЙР" на английском языке – "BEK AIR". Вот копия данного обращения:
Фото: скриншот
Этот документ показывает, что именно эта компания является эксплуатантом и ей же принадлежало воздушное судно, потерпевшее крушение в декабре 2019 года.
Данное обращение составлено за подписью генерального директора – Тулеубекова Анвара Адкаримовича.
Ну, а дальше не сложно было найти, что единственной компанией, в названии которой есть слова БЕК ЭЙР, и где руководителем зарегистрирован Анвар Тулеубеков, является акционерное общество "БЕК ЭЙР" (БИН 150640009738), а единственным 100% владельцем этого акционерного общества в настоящее время является ЖАРКИМБАЕВ САКЕН ТОКПАЕВИЧ.
Впрочем, данное лицо всегда являлось единственным акционером АО "БЕК ЭЙР", что также подтверждается подписями ЖАРКИМБАЕВА САКЕНА ТОКПАЕВИЧА, проставленными в Уставе авиакомпании.
Фото: скриншот
Именно АО "БЕК ЭЙР" (БИН 150640009738) являлось авиакомпанией и владельцем самолета Fokker F100, имевшего бортовой номер UP-F1007, с которым в декабре 2019 года произошла трагедия близ аэропорта Алматы.
Поэтому ни Нурлан Жумасултанов, ни Сакен Жаркимбаев, ни Дамир Шуленбаев, ни Яков Клебанов не имеют никакого отношения к АО "БЕК ЭЙР" и к случившейся три года назад трагедии.
В завершение хочется сказать: мы надеемся, что расследование все-таки закончится и виновные понесут наказание.
Но важнее другое.
В выводах комиссии сказано, что одной из причин трагедии с самолетом Bek air была неправильно выполненная антиобледенительная обработка воздушного судна.
В Казахстане не было нормативно-правовых актов, регулирующих этот процесс и устанавливающих ответственность за обработку самолетов.
Как заявлял тогда начальник Управления авиационных расследований Министерства транспорта и коммуникаций РК Нурлан Аккулов: "До катастрофы на территории Республики Казахстан не было нормативных документов по обработке воздушных судов на земле противообледенительной жидкостью. Подготовлен НПА – как будут внесены изменения в законодательство, этот документ будет введен в действие".
Прошло три года с момента трагедии, а такой документ так и не появился.
Хотелось бы, чтобы чиновники быстрее усваивали уроки таких трагедий, делали выводы и принимали необходимые нормативные правовые акты для обеспечения авиационной безопасности, а не спасали свои кресла информационными кампаниями в соцсетях и СМИ.