С начала года актюбинским потребителям вернули 7,3 млн тенге

В департамент торговли и защиты прав потребителей Актюбинской области за январь-февраль 2023 года поступило 187 обращений, сообщает Zakon.kz.

Ежегодно 15 марта, начиная с 1983 года, международная общественность отмечает Всемирный день прав потребителей или Всемирный день защиты прав потребителей, проведение которого решением ООН приурочено к годовщине выступления американского президента Джона Кеннеди в Конгрессе США в 1962 году.

Тогда в выступлении президента США были сформулированы четыре основных права потребителя:

·        право на безопасность,

·        право на информацию,

·        право на выбор,

·        право быть услышанным.

Позднее к ним добавились еще четыре:

·        право на возмещение ущерба,

·        право на потребительское образование,

·        право на удовлетворение базовых потребностей,

·        право на здоровую окружающую среду.

Как сообщил на прошедшей недавно пресс-конференции руководитель департамента торговли и защиты прав потребителей (ДТЗПП) Актюбинской области Жумамурат Алдашев, в 2023 году Всемирный день защиты прав потребителей отмечается под девизом "Расширение возможностей путем перехода на экологически чистую энергию и потребление продукции". Таким образом, общественность поощряет внимание к потреблению натуральных чистых продуктов.

"Следует отметить, потребители не допускают нарушения своих прав и интересов только в том случае, если они сами стремятся быть грамотными. В целом, результаты проведенного анализа нарушений прав и законных интересов потребителей показывают, что основными причинами возникновения подобных ситуаций являются с одной стороны правовая неграмотность граждан, а с другой - ненадлежащее исполнение продавцом, изготовителем, исполнителем своих обязанностей", — рассказал руководитель ведомства.

По информации регионального ДТЗПП, количество жалоб потребителей увеличивается с каждым годом.

По итогам 2022 года профильным департаментом рассмотрено 976 обращений, а за январь-февраль 2023 года —187 обращений потребителей. Это на 60% больше, чем за аналогичный период 2022 года (117 заявлений). С начала 2023 года положительно решены вопросы 109 обратившихся потребителей, возвращены денежные средства на сумму 7,3 млн тенге. 15 обращений перенаправлены на рассмотрение в соответствующие компетентные государственные органы.

Жалобы потребителей чаще всего касаются покупки товара. С начала года 128 потребителей пожаловались на нарушения в сфере розничной и электронной торговли.

Спикер напомнил, что в соответствии с Законом РК "О защите прав потребителей" установлено право потребителей на замену или возврат товара надлежащего качества и ненадлежащего качества. Потребитель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара заменить приобретенный товар надлежащего качества на другой товар и в случае отсутствия товара, необходимого для обмена, получить уплаченную сумму денег.

А если продан товар ненадлежащего качества, потребитель вправе по своему выбору потребовать следующее:

·        соразмерное снижение закупочной цены;

·        безвозмездное устранение недостатков товара;

·        возмещение своих расходов на устранение недостатков в товаре;

·        амену на товар аналогичной марки (модели, артикула);

·        такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим пересчетом покупной цены;

·        расторгнуть договор и вернуть денежную сумму, уплаченную за товар.

Автор: Александр Сергеев

Актобе Казахстан
Следите за новостями zakon.kz в: