Касым-Жомарт Токаев:
"Недавно состоялись выборы депутатов Мажилиса и маслихатов. Правительство было сформировано. Таким образом, можно сказать, что первый этап масштабных политических изменений завершился. Мы установили баланс сил. Сейчас нам необходимо перестроить социально-экономические отношения в нашей стране. Общественность возлагает большие надежды на эти реформы. Поэтому мы должны сосредоточиться на конкретных мероприятиях.
Открывая заседание Парламента, я указал на ряд вопросов, которые должны быть решены с законодательной точки зрения. Сегодня нам необходимо определить цели и задачи в социально-экономической сфере. На его основе будет работать правительство и акимы всех уровней. В заседании принимают участие представители маслихатов.
Это также является признаком реальных политических изменений. Необходима эффективная коммуникация между исполнительной и представительной властью. При необходимости они должны дополнять и поддерживать друг друга. Все это позволяет эффективно реализовывать государственную политику. Это также открывает путь к принятию решений с учетом интересов страны".
После вступительной части президента выступил премьер-министр
Фото: akorda.kz
Алихан Смаилов:
"Рост экономики Казахстана в первом квартале 2023 года составил 4,9%. На сегодняшний день национальная экономика адаптировалась к неблагоприятным внешним условиям и вышла на путь стабильного роста.
Несмотря на сложную внешнюю ситуацию, в 2022 году реальный рост экономики составил 3,2%. В страну привлечено $28 млрд прямых иностранных инвестиций, обеспечен 18%-ный рост. Реальный объем инвестиций в основной капитал увеличился на 8%. Внешнеторговый оборот вырос на 32% и составил $134 млрд.
Количество работающих субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось на 27% до более 1,8 млн единиц. Общая численность занятых в этом секторе людей выросла на 13% и достигла 3,9 млн человек. В результате доля МСБ в экономике составила уже 36% (33,5% годом ранее).
Принятые в текущем году меры позволили обеспечить стабильное развитие экономики. Так, в январе-марте реальный рост ВВП составил 4,9%. Положительная динамика формируется по всем основным направлениям: в строительстве зафиксирован рост на 16%; в торговле – на 12%; в транспортной сфере – на 8%; в обрабатывающей промышленности – на 5,4%.
За три месяца инвестиции в основной капитал увеличились на 16%, а доходы государственного бюджета – на 24%. В свою очередь это позволило при уточнении республиканского бюджета на текущий год выделить дополнительно 2,2 трлн тенге на социальные выплаты, развитие здравоохранения, образования, реального сектора экономики и инфраструктуры.
Международные резервы Казахстана составили $94 млрд. В частности, активы Нацфонда выросли с начала прошлого года на $3 млрд и достигли $58 млрд. Международные рейтинговые агентства подтвердили инвестиционный рейтинг Казахстана, а агентство Standard&Poor's в марте текущего года улучшило свой прогноз касательно нашей экономики.
Вместе с тем обострение санкционной политики в мире, разрыв логистических цепочек, рост инфляции и цен на продукты питания продолжают оказывать большое влияние на замедление мировой экономики. В частности, Международный валютный фонд повысил прогноз мировой инфляции до 7% в 2023 году, а прогноз роста мировой экономики снизился до 2,8%".
Фото: akorda.kz
Алихан Смаилов:
"Стабилизация цен является одной из важнейших задач правительства и местных исполнительных органов. В этой связи совместно с Нацбанком реализуется комплекс мер по контролю и снижению инфляции. В результате по итогам марта годовая инфляция в республике замедлилась до 18,1%. За последние четыре недели повышение цен на социально значимые продукты питания не зафиксировано.
В текущем году перед нами стоит задача снизить инфляцию в два раза.
В республике реализуется программа повышения доходов населения. В рамках этих мероприятий увеличена заработная плата более 3 млн человек.
Все социальные обязательства государства выполняются своевременно и в полном объеме. В частности, в этом году повышены социальные выплаты 4,4 млн человек, на эти цели выделено 4,6 трлн тенге.
За счет реализации национальных проектов, открытия новых производств, развития малого и среднего бизнеса, создания новых рабочих мест в этом году будет трудоустроено порядка 1 млн человек".
Фото: akorda.kz
Алихан Смаилов:
"В настоящее время в республике внедряется новая регуляторная политика по отношению к бизнесу. В частности, с января в открытом доступе опубликован Реестр обязательных требований.
Проверки по требованиям, отсутствующим в реестре, теперь не проводятся. Кроме того, в текущем году из законодательства будут исключены 10 тыс. излишних требований к бизнесу, что значительно сократит количество проверок. Также до конца текущего года будет полностью завершена автоматизация систем управления рисками.
В этом году были расширены меры системной поддержки малого и среднего бизнеса. Так, в целях развития обрабатывающей промышленности перечень поддерживаемых видов деятельности (льготное кредитование и финансовый лизинг) вырос на 116 позиций.
По ряду приоритетных направлений срок субсидирования процентной ставки увеличился с 5 до 7 лет. Объем финансирования Дорожной карты бизнеса был увеличен до 224 млрд тенге. В рамках поддержки МСБ в этом году планируется субсидировать свыше 20 тыс. проектов и предоставить государственное гарантирование более чем 18 тыс. проектов.
Дополнительные меры будут приняты и для поддержки среднего бизнеса".
После Алихана Смаилова выступил его заместитель
Фото: akorda.kz
Алтай Кульгинов:
"Текущие темпы ввода новых школ не успевают за демографическими и миграционными процессами, особенно в крупных городах. Так, дефицит ученических мет составляет 270 тыс., количество трехсменных школ – 143, авариных – 52, имеется свыше 300 саманных и деревянных школ.
Результаты международных исследований показывают, что уровень знаний казахстанских школьников отстает от среднего показателя стран ОЭСР. Все еще существует разница качества знаний между городом и целом. По качеству знаний Мангистауская, Атырауская, Кызылординская, Туркестанская и Алматинская области показывают низкие показатели по сравнению с республиканскими показателями".
Фото: akorda.kz
Алтай Кульгинов:
"Для комплексного решения вопросов занятости и создания новых рабочих мест правительство актуализировало программу доходов населения с разделением на республиканский и региональный уровни. Акиматы приняли региональные программы занятости. В результате до конца этого года планируется трудоустроить около 1 млн человек. Перед местными исполнительными органами поставлена задача по качественной реализации карт занятости, тесно работая с инвесторами по созданию новых рабочих мест".
После Алихана Смаилова и Алтая Кульгинова выступил аким Астаны
Фото: akorda.kz
Женис Касымбек:
"До конца года совместно с бизнесом планируем открыть до 60 тыс. новых рабочих мест в Астане. В основном рабочие места будут созданы в сфере МСБ…
Самый главный вопрос – стабилизация цен на продукты внимания. Власти города проводят работы по стабилизации цен на продукты питания. На сегодня ситуация стабилизировалась.
До конца этого года будет принят новый генеральный план развития города до 2035 и акцент будет сделан на создании комфортной среды для жителей.
Строительство третьей насосно-фильтровальной станции для подачи дополнительно 105 тыс. кубометров воды в сутки.
Для дальнейшей стабилизации водоснабжения приступим к реализации проектов по строительству водовода от Нуринского месторождения подземных вод, расширению насосной станции Тельмана, а также проектированию четвертой насосно-фильтровальной станции с точкой забора воды от канала им. Сатпаева".
Фото: akorda.kz
Президент: "Акимы должны ходить пешком"
Касым-Жомарт Токаев:
"Нам надо обратить самое серьезное внимание на обустройство всех наших городов. Надо признать, наши города выглядят неважно. Детские площадки не оборудованы, дома ветшают. При гораздо меньших бюджетах города за границей, особенно в Восточный Европе, на Балканах, выглядят очень прилично.
По всей видимости, это работа муниципальных властей, Но, с другой стороны, это и отношение самих горожан к месту проживания. Мы все сталкиваемся с проблемой, как горожане небрежно относятся к своим улицам и домам. И это работает на ухудшение имиджа, репутации нашей страны. Это, кстати говоря, происходит и в столице.
Я неоднократно говорил, что высокому статусу столицы должен соответствовать не только центр города, но и его окраины. Пока наши города выглядят очень плохо, это надо признать. Здесь присутствуют акимы всех уровней, представители маслихатов. Обратите внимание. Недавно показали по телевидению сюжет о детской площадке в Семее. Опасно просто пользоваться этой площадкой. Акимы должны пешком ходить по своим городам и населенным пунктам. Это касается и столицы".
Фото: akorda.kz
Нурлан Ногаев:
"Был взрыв в двухподъездном 12-квартирном доме. Сейчас комиссия определяет причины и проводятся работы по ликвидации последствий. Пострадавшие будут обеспечены жильем, им оказывается медицинская и психологическая помощь. Им также предоставлено временное место жительства".
Фото: akorda.kz
Комментарий президента к докладу акима Мангистауской области Нурлана Ногаева
Касым-Жомарт Токаев:
"Необходимо оперативно завершить работы по ликвидации последствий взрыва. В целом, Жанаозен – моногород, который полностью зависит от нефтегазовой отрасли. С учетом этого был принят комплексный план развития города Жанаозен. Нужно полностью реализовать этот документ. Правительство также ответственно за его исполнение.
В западных регионах, особенно в Мангистау, многие молодые люди хотят работать только в нефтяной сфере. Это неправильно. Когда будут исчерпаны запасы нефти, ситуация в области может серьезно ухудшиться. Поэтому нам нужно создавать условия для того, чтобы молодежь осваивала и другие специальности. Для этого необходимо разработать специальный план.
Например, сегодня во всем мире ведущей отраслью становятся информационные технологии. Такие технологии можно применять в деле развития Мангистауской области. В целом, нам нужно воспитывать образованное, передовое подрастающее поколение, которое с уверенностью войдет в завтрашний день".
Комментарий президента к докладу акима Павлодарской области Асаина Байханова
Касым-Жомарт Токаев:
"Модернизация Экибастузского энергоузла является приоритетной задачей. Правительству и акимату нужно обеспечить своевременный запуск первого энергоблока ГРЭС-1 и строительство двух новых блоков ГРЭС-2. Это проекты странового масштаба.
Что касается модернизации Экибастузской ТЭЦ и подготовки к следующему отопительному сезону, все планы должны быть реализованы в полном объеме и точно в срок. Повторение прошлогодней кризисной ситуации недопустимо".
Касым-Жомарт Токаев:
"Впервые представители маслихатов присутствуют на совещании такого уровня. Это еще раз свидетельствует о важной роли местных представительных органов власти в реализации намеченного курса реформ".
Касым-Жомарт Токаев:
"Казахстан – единственное в нашем геополитическом регионе государство, которое встало на путь масштабных реформ. Поэтому нам будет трудно, но этот путь мы должны обязательно осилить. Нам нужно незамедлительно приступить к этой работе.
Каждый из присутствующих на сегодняшнем заседании должен осознавать высокую персональную ответственность прежде всего перед народом, перед жителями своего региона, города, района или села. Именно от ваших решений и действий зависит настоящее и будущее нашей страны. Поэтому нельзя ограничиваться только решением текущих оперативных вопросов.
Вы должны стать государственниками-реформаторами. Главная цель всех реформ – повышение качества жизни граждан. Для этого нужно увеличивать доходы населения, создавать комфортную для проживания среду, обеспечивать безопасность и расширять возможности для всестороннего развития людей. Безусловно, реализация всех намеченных преобразований возможна только в условиях сильной рыночной экономики".
Касым-Жомарт Токаев:
"Нам необходимо перейти к реальной рыночной экономике, нацеленной на обеспечение нужд граждан. Поэтому впереди сложный период. Мы живем в очень трудное время.
Разрыв традиционных экономических и логистических связей сопровождается рекордной инфляцией, замедлением мировой экономики, нарастанием долгового бремени государств. Множатся торговые барьеры и растет взаимное недоверие между государствами.
Все это – новая нормальность, а скорее – ненормальность мировой экономики. Природная рента больше не является устойчивым источником благосостояния страны".
Касым-Жомарт Токаев:
"В прошлом году наша экономика выросла всего на 3,2%, а за три месяца текущего года – на 4,9%. Цифры неплохие, но удовлетворения и оптимизма они внушать не должны. Нужно искать дополнительные источники роста. Правительство должно быть по-хорошему более амбициозным в том, что касается обеспечения экономического роста. Это веление времени, текущей ситуации.
Инерционные темпы роста экономики за последние 10 лет привели к тому, что наша страна застряла в "ловушке среднего дохода". Если сейчас не создать прочный фундамент для качественного экономического роста, то стагнация доходов населения не за горами.
По расчетам экспертов, для перехода Казахстана в категорию стран с высоким уровнем дохода необходимо обеспечить ежегодный рост на уровне 6%, то есть в полтора раза выше текущих темпов".
Касым-Жомарт Токаев:
"Всем известно такое понятие, как "социальный лифт". Это система, при которой любой инициативный и трудолюбивый человек может уверенно продвигаться по карьерной лестнице и в общественной иерархии. Аналогично нам нужно построить эффективно действующий "экономический лифт" для предпринимателей.
Поэтому в дополнение к общесистемным мерам важно продвигать наиболее успешных и честных предпринимателей регионального масштаба. Они должны стать локомотивами развития новой, я бы сказал, справедливой экономики".
Касым-Жомарт Токаев:
"Мы наблюдаем небывалый за последние 15 лет рост цен на продовольственные товары. В феврале текущего года инфляция составила 21,3%, достигнув своего пика...
К вопросу насыщения рынка отечественной продукцией, удешевлению факторов их производства необходимо подходить более комплексно, вдумчиво, без лозунгов и обещаний. Нужно пройтись по всей цепочке от производства до реализации и понять, что приводит к удорожанию.
Действующая модель управления агропромышленным комплексом не раскрывает потенциал отрасли. Перед Правительством стоит задача обеспечения устойчивого роста агропромышленного комплекса.
Фото: akorda.kz
Касым-Жомарт Токаев:
"Помимо увеличения объема выпускаемой отечественной продукции, для борьбы с резкими скачками цен важно правильно использовать стабилизационные фонды. Сегодня они действуют разрозненно и непрозрачно. Регулярно выявляются коррупционные схемы.
Поэтому предстоит, в том числе, более активно использовать потенциал Продкорпорации для закупа и интервенций по основным товарным позициям, усилить координацию работы Продкорпорации со стабфондами СПК.
Единообразие подходов, ориентация госкомпании на снижение колебаний цен позволят получить рыночный антиинфляционный инструмент".
Президент:
"Необходимо ускорить работу по созданию современной инфраструктуры хранения и сбыта сельхозпродукции. Во многом именно ее отсутствие приводит к избыточным посредническим структурам и накрутке цен. При ежегодном сборе более 8 миллиона тонн овощей и картофеля общая вместимость овощехранилищ составляет всего 1,7 миллиона тонн. Да и то, это, похоже, завышенная цифра.
При этом 60% овощехранилищ не оборудованы холодильными установками, срок эксплуатации 30% складских помещений превышает 20 лет. В результате потери при хранении достигают астрономических 35-40% от объемов заготовленной продукции. Правительство должно системно заняться решением этой проблемы".
Касым-Жомарт Токаев:
"Особо хочу отметить, что инфляция в Казахстане имеет также монетарный характер. Поэтому к решению вопросов инфляции должен полноценно подключиться Национальный банк.
Задача контроля инфляции – первоочередная для Национального банка и правительства. Ожидаю слаженной и профессиональной работы".
Президент:
"Как я уже отметил, важнейшим приоритетом является наращивание собственного производства. Больше года назад по моему поручению был принят закон "О промышленной политике". Он создал условия для развития обрабатывающего сектора. Одной из его главных новелл было требование по обеспечению отечественных предприятий доступным сырьем.
Однако основной объем производимого металла по-прежнему уходит на экспорт, а это недополученная добавленная стоимость внутри страны. Правительство прорабатывает дополнительные нормативно-правовые механизмы, которые необходимо ввести в первой половине этого года. Модель простого экспорта сырья уже не работает. Требуется создание новых заводов и переделов внутри страны. Это задача нового порядка.
Актуальным остается вопрос локализации отечественных предприятий. Уровень локализации следует неуклонно повышать, идти от простого к сложному. Такие примеры уже имеются, но есть также факты подмены понятий за счет ложной локализации. Это ведет к субсидированию импорта, что нежелательно. Нам нужна подлинная индустриализация".
Фото: akorda.kz
Касым-Жомарт Токаев:
"Поэтому критически важно вовлечь отечественные банки в работу по созданию благоприятных условий для бизнеса и инвестиций. Необходимо расширить возможности банковского сектора по кредитованию крупных инвестиционных и инфраструктурных проектов. Соответствующее поручение мною дано в рамках Указа о мерах по расширению кредитования экономики.
Вместе с тем за бортом доступного банковского кредитования остается малый и средний бизнес. При этом мы знаем, что у банков деньги есть, и они готовы финансировать прозрачно работающих предпринимателей.
Поэтому, помимо перенастройки работы самих банков, нужно усилить цифровизацию денежных потоков и интеграцию информационных систем банков и органов госдоходов. Это позволит укрепить доверие банков к бизнесу, особенно малому и среднему".
Глава государства:
"Налоговые льготы следует переориентировать в основном на привлечение инвестиций в производство продукции с высокой добавленной стоимостью и стимулирование технологичного экспорта. Хотел бы, чтобы все поняли мою позицию: всю экономическую политику мы должны подчинить задаче диверсификации экономики, ее индустриализации и, в конечном счете, привлечению инвестиций. Акимы всех уровней должны повседневно думать о привлечении инвестиций и создании рабочих мест, а правительство обязано им помогать в этом.
С другой стороны, как я всегда говорил, налоговая политика должна быть стимулирующей и гибкой. Например, сегодня в Казахстане имеется множество месторождений твердых полезных ископаемых, которые при текущем налогообложении разрабатывать экономически нецелесообразно и невыгодно. Сырье просто лежит в земле, зачастую рядом с моногородами, хотя могло бы использоваться на благо граждан.
Почему бы по примеру сложных нефтегазовых месторождений не облегчить для таких малорентабельных новых проектов налоговое бремя в обмен на создание рабочих мест, строительство перерабатывающих мощностей, выполнение соцобязательств? Правительству нужно заняться этой работой и учесть ее при разработке новой налоговой политики".
Фото: akorda.kz
Касым-Жомарт Токаев:
"Ұлттық қорға жармаса беруді доғару қажет. Мен бұл туралы осыған дейін де талай рет айттым.
Нацфонд – это средства будущих поколений. Мы должны использовать его ресурсы только в необходимых случаях, в кризисные периоды. Следует в полной мере использовать институт государственно-частного партнерства и подушевого финансирования, особенно для привлечения инвестиций в социальную инфраструктуру.
В декабре прошлого года мною подписаны законодательные поправки, направленные на внедрение новой модели ГЧП. Приняты меры для обеспечения прозрачности процедур отбора частных партнеров, ограничено участие квазигосударственных предприятий.
Тем самым созданы условия для вовлечения бизнеса в реализацию государственных проектов. Данный инструмент должен максимально использоваться при реализации новых национальных проектов. Поручаю правительству подготовить Комплексную программу ГЧП в социальной сфере".
Президент:
"В целом, правительству и акимам следует значительно активизировать работу по привлечению инвестиций. Я об этом уже сказал, но с учетом исключительной важности – повторю. Да, в прошлом году был привлечен рекордный за последние 10 лет объем прямых иностранных инвестиций – 28 миллиардов долларов.
Однако наибольший объем вложений, более 43% от общей суммы, традиционно шел в горнодобывающий сектор, тогда как инвестиции в обрабатывающую промышленность составили всего пятую часть. Поэтому нам нужна гибкая, адаптированная к нашим потребностям и реалиям налоговая политика, высокая мобильность и финансовая чистоплотность всех государственных служащих. Необходимо выстроить эффективную систему привлечения и, самое главное, "приземления" инвестиций.
Зарубежным инвесторам следует предлагать вкладывать в конкретные проекты, формировать готовые пакетные решения. Правительство продуктивно работает с крупными зарубежными партнерами в конкретных отраслях, но надо наращивать усилия. Необходимо создать интерактивную инвестиционную карту, запустить цифровую базу данных инвесторов и инвестиционных проектов каждого региона".
Глава государства:
"Считаю необходимым за каждым значимым инвестиционным проектом закрепить сопровождение со стороны сотрудников прокуратуры. Это позволит наладить систему коллективной ответственности и освободит госслужащих от опасений принять неправильное решение.
Такая мера должна повысить эффективность работы по привлечению инвестиций и послужит гарантией безопасности инвестиций иностранных предпринимателей.
Считаю, что все это будет способствовать улучшению инвестиционного климата в нашей стране".
Касым-Жомарт Токаев:
"Предстоит кардинально перестроить работу по дальнейшему развитию инфраструктуры, в первую очередь, коммунальной. Недовольство граждан этой зимой вызвала неудовлетворительная, по сути, провальная работа по обеспечению теплом. Более половины ТЭЦ находятся в зоне риска, уровень износа в некоторых городах превысил 80%.
Средний износ тепловых сетей по стране составил около 54%. А в 80 городах с централизованным теплоснабжением этот показатель – от 75 до 92%. В целях модернизации коммунальной сферы я поручал обеспечить переход на новую тарифную политику "Тариф в обмен на инвестиции". В текущей ситуации правительству придется решить "законсервированные" годами проблемы. Но другого пути нет.
Мы не одни в данном регионе, у всех цены на топливо выше, чем у нас. Следовательно, все субсидии государства уходят в экономику других стран. Мы либо постепенно повысим тарифы и приблизим их к рынку, либо останемся вовсе без инфраструктуры во всех городах и селах.
Например, в прошлом году перекрестное субсидирование цен и тарифов только за счет Фонда "Самрук-Казына" превысило 1 триллион тенге. Это очевидное искажение принципов рыночной экономики. Вместе с тем переход от перекрестного субсидирования цен и тарифов должен быть осуществлен плавно. Нужно, прежде всего, учитывать уровень доходов конкретных групп потребителей".
Глава государства:
"Таким же образом следует подойти и к вопросу повышения цен на бензин и дизельное топливо. Средства должны быть направлены на реализацию новых нефтяных и газовых проектов, модернизацию НПЗ, а не на увеличение доходов посредников.
Поэтому правительство должно принять дополнительные меры по повышению налоговой отдачи для государства при пересмотре цен на нефтепродукты.
В целом, по тарифной политике поручаю правительству проработать вопрос введения "социальных норм потребления" регулируемых товаров и услуг. Это международная практика".
Президент:
"Для нас это очень актуально. Так, Казахстану требуется в три раза больше воды на доллар производимого ВВП, чем России или США, и в 6 раз больше, чем засушливой Австралии. Анализ работы предприятий, ответственных за централизованное управление водохозяйственными объектами, показал их низкую эффективность.
Займы от международных финансовых организаций на реконструкцию водохозяйственных и гидромелиоративных систем должным образом не осваиваются. Остро стоит кадровый вопрос. Правительство определило базовый вуз для подготовки специалистов водной отрасли.
Теперь необходимо перезагрузить саму систему управления. "Казводхоз" следует переформатировать в финансово стабильную организацию. Она возьмет на себя лидирующую роль в трансформации водной отрасли".
Касым-Жомарт Токаев:
"Еще одна проблема – это благоустройство городов. Данным вопросом должны заниматься акимы всех уровней. Известно, что наряду с социально-экономическими факторами уровень развития регионов определяется внешним обликом зданий, их соответствием санитарным нормам, озеленением территорий, состоянием общественного пространства, наличием детских спортивных площадок и прочее.
В обществе также активно обсуждается вопрос эффективного управления жилым фондом. Реформа, направленная на внедрение института ОСИ, не доведена до конца. Наряду с ОСИ по-прежнему функционируют КСК. Мы с этой реформой ОСИ сильно ошиблись. В таких условиях главная задача – обеспечить людей качественными и прозрачными услугами – не выполняется.
В то же время данная реформа предполагала создание первой ступени в системе местного самоуправления. Поэтому оставлять без должного внимания эту задачу нельзя. В целом, требуется выверенная инфраструктурная политика".
Глава государства:
"Ко мне постоянно обращаются из всех областей с жалобами о бродячих собаках, которыми никто из представителей власти не занимается, ссылаясь на соответствующий закон. Но идя по такому пути, мы можем потерять контроль над ситуацией.
Да, мы должны бережно относиться к животным, но их агрессии к людям, особенно в отношении детей, допускать нельзя. Между тем количество жертв нападения бродячих собак увеличивается. Это недопустимо. Принимайте меры".
Глава государства:
"Низкий уровень информатизации привел к существенному повышению нагрузки на медперсонал. Деятельность региональных комиссий Фонда медстрахования не прозрачна, что приводит к росту расходов на здравоохранение. На фоне бесконтрольного потребления медпомощи число дорогостоящих диагностических услуг увеличилось в 11 раз.
Стационары страны в конце прошлого года испытывали острый дефицит средств. Это означает, что отвлекаются средства от действительно важных направлений. Правительству совместно с акимами регионов следует провести ревизию деятельности региональных филиалов Фонда медстрахования. Коррупционные риски сохраняются и в вопросах лекарственного обеспечения. Этому способствует неэффективная система планирования.
До сих пор медицинские организации "вручную" формируют потребность в лекарственных средствах. Нередки случаи значительного завышения цен на медицинскую технику. Все еще не решен вопрос запуска интеграционной платформы здравоохранения. Работа ведется, и планы у правительства большие, но важна эффективная и оперативная реализация".
Касым-Жомарт Токаев:
"Надо продумать, как объективно оценивать полученные знания в школе. В то же время нет смысла создавать новые ведомства или центры тестирования, сертификации и прочее. Через это мы проходили. Это тоже источник коррупционных рисков. Поэтому правительство должно дать свои рекомендации на этот счет".
Президент:
"Еще один вопрос, на который следует обратить внимание, – безопасность детей. Все чаще страну сотрясают случаи насилия в отношении детей. Это происходит как в учебных заведениях, так и в общественных местах, и даже дома. Зачастую это становится причиной суицидов среди учащихся.
К сожалению, имеются факты, когда дети подвергаются насилию или погибают от рук собственных родителей. Работа по профилактике семейного насилия ведется слабо, а меры, предпринимаемые соответствующими органами, в том числе правоохранительными, не приводят к положительному результату. Необходимо пересмотреть политику по профилактике бытового насилия.
Следует законодательно усилить меры по защите прав женщин и детей, акцентированно работать над продвижением семейных ценностей. Еще раз напоминаю: нам необходимо решительно пресекать все случаи насилия в обществе и в семьях, иначе мы так и не сможем считаться развитым государством. Нам нужно строить общество, в котором каждый человек будет чувствовать себя в безопасности".
Касым-Жомарт Токаев:
"В рамках эффективного развития человеческого капитала государственная социальная поддержка должна стать точечной и адресной. Текущий объем социальных гарантий должен не сокращаться, а перераспределяться в пользу действительно нуждающихся в них граждан.
Государство будет помогать тем, кто без этого не может обойтись. Основой всего должна стать упреждающая социальная политика, направленная в большей мере не на выплату поддерживающих пособий, а на создание продуктивных рабочих мест. Это позволит обеспечить реализацию принципа "всеобщей занятости".
Глава государства:
"На особом контроле нужно держать вопросы повышения доходов и качества жизни в сельских регионах. Правительством разработана Концепция развития сельских территорий на 2023-2027 годы. Акимы должны принять меры для ее эффективной реализации.
Чтобы создать благоприятный инвестиционный климат и "точки роста" на уровне каждого района, моногорода и города, нужно определить их конкурентные преимущества и выбрать отраслевые приоритеты. Для повышения доходов сельчан должны быть созданы условия для сельхозкооперации с учетом успешного опыта отдельных регионов.
Важно доводить до самых отдаленных сельских округов информацию об инструментах господдержки, таких как микрокредитование и гарантирование личных подсобных хозяйств, стимулирование сервисно-сбытовых кооперативов".
Президент:
"Эффективное решение всех вышеуказанных вопросов невозможно без кардинального совершенствования государственного управления. В настоящее время начата поэтапная децентрализация полномочий государственных органов. Около 500 функций правительства передано министерствам.
Мы приступили ко второму этапу административной реформы, который предусматривает передачу функций от министерств в акиматы. Необходимо, чтобы решения принимались на местах, ближе к людям и их запросам. Но децентрализация не должна стать просто перекладыванием ответственности на акиматы.
Передавать функции целесообразно с одновременным наделением местных властей необходимыми кадровыми и финансовыми ресурсами. С расширением полномочий необходимо соразмерно повысить персональную ответственность политических служащих за развитие курируемых отраслей и принимаемые ими решения".
Глава государства:
"В конце прошлого года я поручал провести анализ качественного состава вице-министров. Определенная работа проведена, каждому должностному лицу дана оценка в соответствии с его личными и профессиональными компетенциями.
В настоящее время аналогичный анализ осуществляется в отношении заместителей акимов областей. Правительство и Администрация должны учитывать результаты оценки при принятии кадровых решений: как при продвижении, так и при освобождении от занимаемых должностей. Необходимо усилить потенциал местного самоуправления. В данном контексте очень многое будет зависеть от качества работы вновь избранных маслихатов. Согласно последним социологическим опросам, на сегодня доверие граждан к маслихатам невелико – всего 53%.
Обращаюсь к присутствующим здесь председателям маслихатов. Ваша первоочередная задача – отстаивать интересы местных жителей, при этом не скатываться на рельсы легковесного популизма. Депутаты должны перейти к ежедневной кропотливой работе над актуальными проблемами электората, проявлять при этом профессионализм и ответственность. Взаимодействие с акиматами следует вести в конструктивном русле, обеспечивая прозрачность принимаемых исполнительными органами решений.
Бұл Парламент пен Үкіметтің өзара бірлескен жұмысына да қатысты мәселе. Парламент депутаттарының ой-пікірі атқарушы билікті беталды сынның астына алуды ғана көздемеуге тиіс. Үкіметтің де, Парламенттің де мақсаты – бір. Бұл – халықтың қамы және елдің мүддесі. Қазіргі күрделі геосаяси жағдайда бізге, ең алдымен, мызғымас бірлік қажет. Сондықтан азаматтарымыз Парламенттің жаңа құрамына ерекше үміт артып отыр. Ал Үкімет Парламентке өз жұмысы жөнінде есеп береді".
Президент:
"У каждого региона есть своя специфика и "болевые точки". К сожалению, зная о своих проблемах на местах, акимы не всегда готовы своевременно оценить риски, взять на себя ответственность и принять своевременное решение.
Только с начала года в общественной приемной Администрации президента было принято 811 человек, из них 730 – вне графика. Это представители практически всех регионов. Поток обращений на имя президента за последние три года вырос в два раза".
Глава государства:
"Сегодня Администрацией совместно с правительством готовится к запуску единый Центр приема граждан, который позволит задать стандарт прямой коммуникации первых руководителей центральных госорганов с гражданами. Акимы должны выстроить аналогичную работу на местах.
Качество всей вертикали коммуникаций с населением должно обеспечить правительство. Методологию и контроль возлагаю на Администрацию президента".
Президент:
"Сегодня я остановился на пробелах в осуществлении наших реформ. По сути, главным камнем преткновения в получении ощутимых результатов стало низкое качество их реализации. Причины разные. Это отсутствие ответственного отношения к своей работе, низкая активность многих госслужащих и руководителей госорганов. И это особенно проявляется в ходе освоения бюджетных средств.
Свою работу такие чиновники ориентируют не на качество исполнения, а на своевременное снятие поручения с контроля. Результат налицо.
Многочисленные заявленные реформы продвигаются медленно. Это нужно признать. Поэтому правительству потребуется воля для искоренения старых методов работы".
Глава государства:
"Сегодня реализуется 163 документа системы государственного планирования, каждый из которых содержит в среднем 40 мероприятий. Некоторые из поручений инициировались еще в 2010 году и до сих пор не реализованы. Следует провести ревизию всех поручений на предмет их актуальности. Бумаготворчество нам не нужно.
С учетом последних глобальных тенденций я поручил обновить Стратегию-2050. Это будет документ, определяющий долгосрочное видение и ключевые приоритеты социально-экономического и общественно-политического развития страны. Считаю, что действующий Национальный план развития до 2025 года также исчерпал свои возможности. Поэтому необходимо разработать новый документ, в котором будут расписаны основные цели и задачи на среднесрочный период.
Данный документ должен охватить весь комплекс вопросов государственного развития, в том числе положения моей предвыборной программы. Кроме того, в него следует включить основные элементы предвыборной программы партии Аmanat, победившей на выборах в Мажилис, а также учесть рациональные предложения программ других партий".
Касым-Жомарт Токаев:
"Также требуются совершенно новые подходы к обеспечению национальной безопасности. Поэтому следует актуализировать соответствующую Стратегию. Обновления требует и Концепция внешней политики страны, которая принималась в совершенно других геополитических условиях.
Сегодня в мире произошли серьезные изменения. Поэтому особое внимание следует уделить вопросам внутренней безопасности, усиления обороноспособности, повышения авторитета Казахстана и всего Центрально-Азиатского региона на международной арене".
Президент:
"Мы живем в уникальный исторический период. Происходят стремительные изменения не только в науке и технологиях, но и в общественных отношениях. Совершенно новый вектор развития приобретают подходы к государственной политике. Все это, конечно, требует решительных и динамичных действий с нашей стороны.
Нельзя просто сидеть и ждать у моря погоды. Для решения всех поставленных задач нам нужно незамедлительно приступить к работе. Все поручения должны быть исполнены четко и своевременно. Каждый гражданин нашей страны должен на себе ощутить действенность реализуемых реформ.
Нам предстоит большая работа! Желаю всем успеха!"
В мероприятии приняли участие премьер-министр, спикеры обеих палат Парламента, руководители государственных органов, подотчетных президенту, члены правительства, акимы городов Астаны, Алматы, Шымкента, областей и районов, руководители парламентских фракций и комитетов Сената и Мажилиса, председатели областных и районных маслихатов.
Аналогичное совещание по вопросам социально-экономической ситуации в Казахстане Касым-Жомарт Токаев проводил 5 января 2022 года. Тогда премьер-министр Аскар Мамин подал прошение об отставке. Она была принята главой государства. В завершение Касым-Жомарт Токаев дал ряд дополнительных поручений по стабилизации социально-экономической ситуации.