Проведя с корреспондентами необходимый в таких случаях инструктаж и снабдив их касками, представители застройщика и КазНИИСА направились на 14 этаж. На крышу этого пока еще пустующего дома заранее водрузили многотонную вибромашину, она и имитирует пугающее алматинцев, а вместе с тем привычное природное явление – землетрясение. Как только установку включили, здание закачалось, но совершенно не пострадало. Даже демонстрационная зона с мебелью, цветами в вазе, книгами, открытыми бутылками с водой и тяжелой люстрой на потолке осталась цела, будто и не было этих – на секундочку, эквивалентных девятибалльным толчкам – колебаний.
Спроектировавший подвергшееся проверке здание главный инженер ТОО "BAZIS-A Corp." Павел Бобылев сохранял абсолютную невозмутимость.
"Для нас это просто часть работы, такие испытания наша компания проводит уже на протяжении 20 лет. С одной стороны, мы проверяем качество нашего строительства, соответствие теории практике. С другой – на основании испытаний Казахский научно-исследовательский и проектный институт строительства и архитектуры совершенствует нормативную базу, обновляет устаревшие пункты. Благодаря этому на сегодняшний день казахстанские нормы стали на порядок лучше и жестче, чем раньше. После землетрясения в Турции мы захотели в очередной раз убедиться в надежности наших объектов. Здание для проверки было выбрано случайным образом, потому что мы уверены в каждом нашем объекте", – объяснил Бобылев.
Вообще сейсмоиспытания проводятся при внедрении новых подходов в строительство или, как в данном случае, по инициативе застройщика. Делятся на натурные, на которых мы и поприсутствовали, и стендовые, в ходе которых проверяются отдельные элементы.
Фото: пресс-служба BAZIS-A
Основная задача натурных – оценить, как здание реагирует на колебания. Именно поэтому, по методике КазНИИСА, машина устанавливается на крыше, а не на первом этаже или в подвале.
По словам заведующего лабораторией сейсмостойкости повышенной этажности АО "КазНИИСА" Жасулана Омарова, до испытаний, а также после каждого этапа специалисты полностью изучают здание на предмет повреждений, осуществляют фото- и видеофиксацию.
"Но на нашем опыте у BAZIS-A никаких критических повреждений не было. Отмечу, испытания – дело сугубо добровольное, нормативные документы не обязывают застройщиков их проводить. Однако они серьезно помогают науке. Например, в 2001 году у нас не было понимания того, как себя "поведет" безригельный девятиэтажный дом, который построил BAZIS-A. После испытаний все стало понятно, были внесены корректировки". Жасулан Омаров
В свою очередь Павел Бобылев заверил, что такие "тряски" в дальнейшем не сказываются на прочности дома, не разрушают его, если все спроектировано и построено по нормам. Да и сами отечественные нормы не вызывают вопросов. Однако за соответствие им объекта застройщик несет ответственность сам, и далеко не каждая компания готова подтвердить слова о качестве своих строений на практике.
Партнерский материал.