О том, что Казахстану давно пора уходить от сырьевой направленности в сторону производства из своего сырья своей же продукции с высокой добавленной стоимостью, говорится давно. Какие шаги сделаны в этом направлении в отрасли нефтехимии и сможет ли она стать реальным драйвером развития казахстанского бизнеса? Об этом Informburo.kz поговорил с управляющим директором АО "НУХ "Байтерек" Ержаном Елекеевым.
– Ержан, есть ли сейчас в Казахстане потенциал для развития нефтехимической отрасли? Какие производства этот потенциал уже реализуют?
– Исторически наша страна ориентировалась на добычу нефти, газа, металлов. Однако для экономики намного выгоднее реализовать не сырье, а уже переработанную продукцию. Тем более что потенциал есть, и немалый. В прошлом году в Атырау запущен первый в нашей стране проект по переработке углеводородного сырья – пропана с месторождения Тенгиз – завод Kazakhstan Petrochemical Industries (KPI). Его мощность – 500 тысяч тонн полипропилена в год, это 1% от общего мирового производства. Завод современный, оснащенный новейшим оборудованием с использованием самых современных технологий. Месторождение Тенгиз – крупнейшее в мире, так что с сырьем проблем нет. Завод может выпускать качественную продукцию по вполне конкурентным ценам.
Но тут надо понимать, что полипропилен – лишь полуфабрикат. И KPI – только первое звено в цепочке на пути к готовой продукции – а это упаковка, трубы, медицинские изделия, детали для автомобилей и многое другое. По пути к потребителю выстраивается целый кластер из малых и средних предприятий. И стратегический подход АО "НУХ "Байтерек" заключается в том, чтобы помочь заинтересованным предпринимателям встроиться в этот кластер, начать производить продукцию с высокой добавленной стоимостью, таким образом замкнув производственный цикл внутри нашей страны.
– Какова емкость рынка полимерной продукции в Казахстане и как он растет?
– Здесь, мне кажется, очень важно отметить, что холдинг "Байтерек" как финансовый институт очень тщательно подходит к выбору отраслей, которые нуждаются в поддержке. Важно максимально эффективно использовать государственные деньги, четко видеть перспективу и фокусировать усилия там, где реально в скором времени возникнет большой кластер, серьезный бизнес. Поэтому мы посетили заводы не только у нас в стране, но и за рубежом, изучили аналитические данные, мнения экспертов, чтобы понять перспективы развития нефтехимической отрасли.
Сделали сравнительный анализ и увидели, что за последние пять лет объем потребления полимерной продукции вырос на 22%. По итогам 2022 года, если считать в физическом объеме, – это 1,3 млн тонн полимерной продукции, при этом свыше 40% импортируется из Китая и России. И если правильно использовать собственные возможности, у нас есть потенциал замещения импорта своей продукцией. В том числе благодаря полипропилену, который сами будем производить.
Фото: АО "НУХ "Байтерек"
– За счет чего этот рост?
– Это естественный рост, и это мировая тенденция. Полимерная продукция сейчас используется везде. Полимеры замещают металлы, дерево, за счет новых технологий увеличивается прочность изделий и уменьшается себестоимость. Индустрии выгоднее использовать полимерную продукцию, нежели, к примеру, медь, которую всё сложнее добывать.
Мы увидели и такие цифры: в Казахстане на одного человека в год используется в среднем 13 кг изделий из полимеров отечественного производства. А в соседней России – 26 кг. В европейских странах – почти 50 кг. Почти в четыре раза больше! Это говорит о том, что потенциал есть. Объем рынка будет только расти. Это действительно перспективное направление, но при правильном комплексном подходе.
– Поможет ли реализации сырьевого потенциала создание полимерного кластера – от сырья до готового пластика? Что нужно сделать, чтобы такой кластер возник в Казахстане, и каких звеньев сейчас в нем не хватает?
– Вот смотрите: у нас запущен завод про производству полипропилена. Проектируется еще один крупный современный завод – по производству полиэтилена. Это два очень важных ключевых продукта, которые используются в нефтехимии.
В конце цепочки, к примеру, завод по производству автомобилей. Между ними – предприятия по производству из полипропилена и полиэтилена компаундов – это почти готовый пластик, из него уже делают литье – фары, панели, топливные баки и так далее. То есть двух производств в цепочке у нас не хватает.
И мы сейчас ведем активные переговоры с разными компаниями, обладающими опытом и компетенцией, чтобы они начали строить такие производства у нас. Это на примере автомобилестроения, но на самом деле возможностей гораздо больше. Например, в Сарани строится завод по производству бытовой техники. В перспективе он сможет выпускать 1,1 млн единиц бытовой техники, там тоже потребуется пластик. И его можно будет производить в Казахстане из отечественного полипропилена.
– Как можно наладить переработку полиолефинов для производства конечной продукции – тех же бамперов, медицинских приборов, строительных и упаковочных материалов?
– Давайте посмотрим на примере автомобилестроения. Чтобы произвести один автомобиль используется 80-100 кг полимерной продукции – это самые разные детали (смотрите на слайде ниже). И это все мы можем выпускать сами.
Фото: АО "НУХ "Байтерек"
Но, с другой стороны, нужно иметь экономику масштаба. То есть если мы выпускаем 10 тысяч авто в год, то строить завод, который будет выпускать отдельные детали для авто, может быть и нерентабельно.
Мы посмотрели цифры: в 2022 году в Казахстане произведено 113 тысяч автомобилей. Большинство методом крупноузловой сборки – на наших заводах просто крупные детали машин прикрепляют друг к другу. Но есть некоторая часть, которая производится методом мелкоузловой сборки, то есть в разобранном виде доставляют сотни деталей и уже здесь собирают. И есть возможность производить некоторые из этих деталей в Казахстане – фары, сиденья, те же коврики для машин.
Холдинг "Байтерек" финансирует проекты автомобилестроения – в Алматы, в Костанае. И в течение трех-пяти лет эти проекты будут завершены, мы увидим четырехкратный рост производства – до 440 тысяч автомобилей. Из них более половины будут собираться методом мелкоузловой сборки. Значит, вокруг наших заводов появятся предприятия, которые будут производить детали, в том числе из полимерной продукции.
Фото: АО "НУХ "Байтерек"
Уже сейчас крупные заводы, такие как "Астана моторс", "Аллюр", готовят для них площадки. За свой счет ставят каркас, проводят инженерные сети вместе с акиматами, приглашают предпринимателей. Говорят, вот нам нужно 10-15 позиций деталей, приходите, посмотрим, что вы можете производить, если качество и цена устраивают – мы будем у вас покупать. Таким образом создается кластер. В ближайшем будущем мы хотим, чтобы это были не единичные предприятия, а десятки, сотни деталей производились в Казахстане.
– Как вы оцениваете возможный спрос на казахстанскую полимерную продукцию? Какие экспортные рынки могут быть интересны и доступны?
– Для начала нам нужно максимально объем импортной продукции заместить казахстанской. Это уже огромное дело. Конкуренция серьезная, рядом с нами Китай. Следующий шаг – экспорт, и тут тоже нужно конкурировать.
Тем не менее мы уверены, что завод KPI сможет поставлять полипропилен по конкурентной цене и наши предприниматели начнут производить продукцию нормального качества по относительно невысокой цене, и их товар будет пользоваться спросом. Думаю, мы сможем легко экспортировать наши товары в Россию, Азербайджан, Грузию, Узбекистан. То есть ближайший рынок – наши соседи.
– В июле был проведен День переработчика, и опрос показал, что 80% бизнесменов для дальнейшего развития нуждаются в дешевом финансировании. Что предпримет холдинг "Байтерек"?
– Для начала подчеркну, что в Казахстане впервые проведен такой форум, на котором собрались все ключевые заинтересованные лица: от переработчиков, инвесторов и до руководства KPI, отраслевого министерства и холдинга "Байтерек". На этой площадке состоялся откровенный разговор, была возможность выслушать друг друга, понять, какие проблемы имеются и каким образом совместными усилиями их можно решить.
Мы специально провели опрос среди 100 компаний, которые уже занимаются переработкой полипропилена или планируют запускать производства, с целью выяснить, какие меры им помогут нарастить объемы производства или запустить новые проекты. Большинство, как вы уже сказали, ответили, что им необходимо дешевое и "длинное" финансирование.
На текущий момент в нашей компании "АО "Фонд развития промышленности" действует программа поддержки переработчиков нефтехимической отрасли. Её цель – предоставить финансирование (лизинг и кредитование) под 9% и сроком до 20 лет.
Я очень надеюсь, что 10-15 проектов получат финансирование в этом году и запустят производства в следующем году. Если мы увидим, что проекты по нефтехимии заработали, то будем рассматривать увеличение объема финансирования. Для нас является приоритетом оказать содействие в запуске таких производств.
– Что ещё нужно, чтобы в полном объёме реализовать потенциал в нефтехимическом секторе в Казахстане?
– В любой отрасли, особенно в высокотехнологичной, важную роль играют наука и образование, и нефтехимия – не исключение. Важно, чтобы этим двум направлениям государство и бизнес уделяли огромное внимание. К примеру, для правильного производства компаундов нужна лаборатория, в которой проводятся физико-химические испытания продукции (к примеру, проверяется прочность при разных температурах и проводятся другие тесты).
В нефтехимической отрасли многое зависит от инноваций. Крупные компании конкурируют между с собой, инвестируя все больше в новые научные разработки, создавая прочную и качественную продукцию с минимальными затратами. В данном случае вся ценность аккумулируется не в оборудовании, а в сравнительно небольших испытательных центрах.
Если мы действительно хотим раскрыть потенциал нефтехимической отрасли, то у нас должны быть свои научные центры, которые будут проводить разные испытания по международным стандартам.
– Как холдинг "Байтерек" может помочь в этом?
– Мы обсуждаем вопрос создания таких центров и подготовки кадров для них с "КазМунайГазом" и готовы помочь с финансированием, поскольку понимаем, насколько это важно.
– Может ли нефтехимия стать тем рычагом, который поднимет нашу экономику?
– Вклад, безусловно, будет. Насколько большой – это зависит от нас, от государства, предпринимателей, профильных министерств – это комплексная работа.
– И какую роль в этом играет холдинг "Байтерек"?
– Мы отвечаем за финансирование. От правильного понимания приоритетов развития, правильного применения инструментов поддержки, которые помогут предпринимателям открывать новые производства, зависит очень многое.