Аналитик: Уход ArcelorMittal Тemirtau прошел удачно

Политический аналитик Айдар Амребаев заявил, что правительство Казахстана завершило уникальную сделку: ArcelorMittall как не справившийся со своими обязательствами недобросовестный иностранный инвестор уходит из Казахстана без судебных тяжб и взаимных претензий.

Это знаковое событие в современной летописи страны, реализующей стратегический курс на достижение Справедливого Казахстана, безусловно, войдет в историю успеха. Можно сказать, что этот шаг символизирует собой достаточно важный прецедент, в котором государство четко отстаивает национальные интересы страны, смысл которых заключается в приоритете для нашей власти вопросов безопасности и сохранения жизни людей, технической и технологической модернизации предприятия с иностранным участием, а не привлечение зарубежных инвестиций "любой ценой". Данный факт является показательным и поучительным для всех других иностранных компаний, которые теперь должны будут ставить во главу угла интересы народа Казахстана, улучшение его благосостояния и осуществление реальной, а не "отчетной модернизации" экономики страны. Это действительно важно, если мы на деле хотим осуществить настоящие преобразования в соответствии с анонсированной в сентябрьском Послании народу президентом Токаевым Новой экономической политики в Казахстане.

Если говорить о сути произошедшего, то стоит отметить, что транснациональная корпорация ArcelorMittal является отнюдь не рядовой второразрядной компанией. Это достаточно крупный международный консорциум. Лакшми Миттал, основатель и владелец крупнейшей металлургической группы мира Mittal Steel Company N.V., совладелец крупнейшей в мире металлургической компании Arcelor Mittal. В 2008 году согласно рейтингу журнала "Форбс" он владел четвертым по величине состоянием в мире (45 миллиардов долларов США). И руководству нашей страны нужно было проявить достаточную политическую волю и поистине "стальные яйца", чтобы отстаивать национальные интересы во взаимодействии с этим мировым экономическим гигантом.

Несмотря на то, что на начальном этапе процесса привлечения в страну этого, по многим оценкам экспертов, достаточно авторитетного и значимого "экономического актора", данный факт рассматривался как безусловный успех, открывающий хорошие перспективы для всей отрасли сталелитейной промышленности Казахстана, которая, впрочем, и до него имела в общем-то достаточно серьезные позиции в мировой "табели о рангах", особенно на постсоветском пространстве. Кризисные явления в экономике бывших союзных республик после распада Советского Союза сказались самым негативным образом на отрасли, и Карагандинский металлургический комбинат также болезненно пережил данный вызов. Одним из выходов в той ситуации явилось привлечение иностранного инвестора для переориентации деятельности предприятия на внешние рынки в условиях достаточно жесткой конкуренции и серьезных ограничений на поставку продукции предприятия со стороны США и других стран Запада. Продукция предприятия после прихода ArcelorMittal была в основном сориентирована на рынки Китая и Ирана. В целом же доля предприятия в экономике Казахстана, по-мнению самих менеджеров компании, составляла порядка 4%, имея в виду ее "экономический вклад" в бюджет страны. При этом, данное предприятие являлось жизнеобеспечивающим для всего Карагандинского региона, платежи которого составляли половину бюджета области. Численность работников предприятия составляла порядка 55 тысяч работников, но с учетом семей сотрудников предприятия и "смежников" деятельность комбината является частью жизни почти полумиллиона казахстанцев.

В этой ситуации правительство Казахстана не могло ориентироваться только на динамику чисто экономических, технократических показателей предприятия, игнорируя его социальную значимость для достаточно крупной области страны. Триггером общественного недовольства деятельностью менеджеров компании стала череда аварий на шахтах и предприятиях теперь уже бывшего ArcelorMittal Temirtau, в результате которых только в 2021-2023 гг. погибли 66 человек. В свою очередь это стало следствием безответственности главы компании Лакшми Миттала и назначенных им менеджеров высшего звена перед трудовым коллективом, прежде всего, в вопросах обеспечения безопасности труда и выполнения социальных обязательств. Показательным явилось и то, что ArcelorMittal как образец недобросовестного ведения бизнеса, инвестирования и управления проявила себя в свое время в ряде других стран. Достаточно отметить следующий инцидент: например, в 2010 году Еврокомиссия оштрафовала 17 сталелитейных компаний за участие в ценовом сговоре на 518 млн. евро. Примечательно, что данный картель действовал на большей части территории ЕС с 1984 по 2002 гг. При этом самый большой штраф – 276,48 млн. евро был наложен именно на ArcelorMittal. При этом имелись негативные прецеденты неисполнения данным ТНК своих социальных обязательств на своих предприятиях во Франции, Италии и ЮАР. Компания была печально "знаменита" своим безответственным отношением к работниками предприятий по всему миру. Поэтому решительность действий казахстанских властей была вполне обоснованной и представлялась резонной в плане этики взаимодействия государства и бизнеса. Думается, они не изменят инвестиционный климат в стране, а, напротив, заставят многих пришедших в Казахстан инвесторов соблюдать международные "правила игры" без надежды на фаворитизм и исключительный подход к тому или иному бизнесмену. Стратегия президента Токаева по установлению в стране fair play хорошо понятна для, на самом деле ответственных и серьезных мировых компаний, дорожащих своей репутацией, и вполне укладывается в его концепцию Справедливого Казахстана по части справедливого и честного ведения бизнеса в нашей стране. Решимость руководства страны по возврату в страну украденных активов, деолигархизации и демонополизации практики принятия экономических решений представляются новым трендом в условиях Справедливого Казахстана.

Возвращаясь к уходу ArcelorMittal из Казахстана, следует отметить несколько немаловажных аспектов. Первый связан с тем, что правительству удалось филигранно "переиграть" достаточно квалифицированного визави по всем международным правилам. С владельцами ArcelorMittalТemirtau правительством Казахстана проведено 11 раундов переговоров о выходе ArcelorMittal из состава металлургического комбината (первое соглашение "Standstill Agreement", позволяющее казахстанской стороне провести оценку предприятия и аудит, было подписано 9 декабря 2022 года). Подписанное соглашение между Правительством Казахстана и ArcelorMittal позволило избежать дорогостоящих судебных тяжб и взаимных претензий. В результате наша страна избежала множества рисков, с которыми столкнулись правительства других стран.

Во-вторых, активы ArcelorMittalТemirtau возвращены по цене ниже той, которую компания заплатила за них в 1995-1996 годах. В ходе переговоров компания ArcelorMittal запросила $3,5 млрд. Это стало одной из основных причин затянувшегося процесса переговоров. В то же время, целью было приобрести комбинат по справедливой цене. Также срочность и ускоренность переговоров были продиктованы необходимостью не допустить остановки предприятия. А именно ― остановку доменной печи, затопление шахт и т.д. В результате эффективной деятельности правительства государство снизило стоимость активов с $3,5 млрд до $286 млн. (Напомню, в 1995-1996 годах AMT приобрела Карагандинский металлургический комбинат за $357 млн.)

В-третьих, немаловажным для нынешней экономической ситуации в стране является и то, что из государственного бюджета на реализацию сделки по выкупу активов ArcelorMittalТemirtau не потрачено ни одного тенге. Правительству удалось найти достаточно быстро и транспарентно (в режиме открытого и жесткого отбора) отечественного инвестора. Сделка проводилась на Бирже Международного финансового центра "Астана" (AIX), что подразумевает жесточайший контроль со стороны регулятора МФЦА и международных организаций по противодействию финансированию терроризма и отмыванию доходов. Если бы регуляторы сомневались в чистоте сделки, ее бы просто не было.

Показательно, что новый инвестор уже оплатил $286 млн и берет на себя обязательства перед материнской компанией ArcelorMittal по погашению краткосрочного займа в размере $250 млн и долгосрочного займа в размере $450 млн в течение четырех лет. В сумму сделки входят все активы ArcelorMittal на территории страны, включая два полностью функционирующих предприятия. Символичным также является и то, что международная компания ArcelorMittal не выдвигает никаких претензий к правительству Казахстана, так как соглашение было достигнуто в рамках правового поля, в полном соответствии с международным законодательством. Это важно с точки зрения международного имиджа Казахстана как страны с благоприятным инвестиционным климатом. Примечательно также, что правительству страны удалось убедить ArcelorMittal сделать взнос на 16 млрд тенге (34,6 млн долларов США) в поддержку благотворительного фонда "Қазақстан халқына". Средства будут направлены на социальные нужды жителей Карагандинской области в сферах здравоохранения, образования, культуры, спорта и на развитие социально-значимых проектов региона. При этом 50% от этой суммы будет реализовано в городе Темиртау.

В заключении необходимо отметить, что новый инвестор обеспечит сохранение всех социальных обязательств перед сотрудниками и инвестирует в реанимацию предприятия, включающего в себя реконструкцию ряда объектов, и главное ― улучшение промышленной безопасности на комбинате.

Кроме того, инвестор будет проводить экологические мероприятия, также в зоне внимания ― социальные вопросы и вопросы заработной платы (будет сохранен существующий коллективный договор и система оплаты труда).

Инвестор взял на себя обязательства по инвестированию $3 млрд. Уже в 2024 году в предприятие будет инвестированы $1,3 млрд.

Таким образом, эта достаточно сложная для руководства Казахстана ситуация была успешно преодолена. Это, безусловно, success story в экономической летописи современного Справедливого Казахстана, которую можно записать в актив деятельности президента Токаева.

АрселорМиттал
Следите за новостями zakon.kz в: