Спикер разобрал петицию по тезисам.
"Первое. Это тезис в петиции о том, что высокая стоимость автомобилей, сельхозтехники усиливает инфляцию. По итогам прошлого года вклад приобретения автомобилей составил 0,026 процентных пункта. Если инфляция по итогам 2023 года составила 9,8%, то внутри ее доля составила всего 0,3%. Вклад очень низкий. Поэтому этот тезис больше эмоциональный. По факту ситуация другая", – сказал Азамат Амрин.
Вторым пунктом вице-министр упомянул "недополученные за восемь лет сотни миллиардов налогов и таможенных сборов". По его мнению, в целом, предоставление льгот производителям – это нормальная практика, соответствующая международному опыту.
Касательно эффективности принимаемых мер вице-глава МНЭ пояснил, что за 2017-2023 годы доля машиностроительной отрасли в экономике страны увеличилась с 1,2 до 2,4% (автомобилестроения – с 0,18 до 1%), в обрабатывающем секторе – с 10,6 до 19,5% (автомобилестроения – с 1,6 до 8,6%).
По итогам прошлого года объем производства автомобилей составил порядка 148 тыс. ед. По сельхозтехнике: за последние шесть лет объем производства вырос в 15,4 раза по тракторам и в 2,8 раза по комбайнам.
Материал по теме
Амрин подчеркнул, что сегодня автопром и сельхозмашиностроение обеспечивают более 8 тыс. постоянных рабочих мест с обязательным соцпакетом. В смежных отраслях занято еще порядка 9,5 тыс. человек.
"При этом мы обязываем производителей переходить на более сложный уровень сборки автомобилей", – сказал вице-министр нацэкономики Азамат Амрин.
Также спикер привел в пример международный опыт. По его информации, в Южной Корее толчком к масштабному развитию национального автопрома страны явилось прямое вмешательство правительства в проблемы отрасли в 1974 году. В основе программы при этом лежали два основополагающих принципа – ориентация на экспорт и концентрация капитала.
В Алматы проходят общественные слушания по рассмотрению петиции об отмене утилизационного сбора в Казахстане. Ранее вице-министр экологии разъяснил, что утильсбор направлен на решение экологических проблем.