Принимая во внимание сложившуюся негативную обстановку в туристской отрасли прошедшего летнего сезона, туристская общественность Казахстана рекомендует казахстанским туристам уделять особое внимание всем деталям планируемой поездки, особенно в преддверии осенних каникул, которые очень популярны для семейного отдыха у казахстанцев, сообщает Zakon.kz
Во избежание мошенничества, туристам рекомендуют в задавать любые неудобные вопросы менеджерам турагентств о деталях вашего тура и обращать внимание на следующие моменты:
1. В первую очередь, необходимо внимательно ознакомиться с условиями договора на туристское обслуживание, проверить лицензию туроператора и договор страхования гражданско-правовой ответственности.
Дело в том, что продажу туров осуществляет турагентство, в договоре которого, помимо основных данных вашего отдыха, должна быть указана информация о туроператоре, его наименование, лицензия и номер страхового полиса. Туроператор - это компания, которая формирует турпродукт и несет полную ответственность за его выполнение. Помните о том, что страховка без оплаты считается недействительной, поэтому требуйте предъявления документа, подтверждающего оплату! Если Вам не могут компетентно ответить на все интересующие вопросы, это должно Вас насторожить.
2. Проверить информацию о туроператоре, его репутации, опыте работы на казахстанском рынке, об имеющемся имуществе туроператора и об его учредителях.
Туроператоры бывают разные. Есть те, которые открыли фирму, поставили стол, стулья, компьютеры, получили лицензию, которую довольно просто получить и начали продавать туры. К сожалению, туристский опыт последних лет показал, что на рынке устраивали коллапс не только казахстанские турфирмы, но также были громкие случаи, когда иностранцы-учредители, открыв в Казахстане турфирму, строили финансовые пирамиды, «банкротили» компании и уезжали к себе на родину, оставив десятки и сотни туристов без турпутевок.
3. Необходимо помнить, что помимо туроператора, страховку должна иметь также и авиакомпания.
В соотвествии со статьей 87 Закона РК о Воздушном пространстве, собственники (владельцы) и эксплуатанты воздушных судов, других объектов и оборудования гражданской авиации обязаны застраховать свою гражданско-правовую ответственность, в том числе перед пассажирами и авиационным персоналом, в соответствии с требованиями законов Республики Казахстан об обязательных видах страхования. Страхование при международных воздушных перевозках осуществляется в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
4. Важно выяснить, на каком самолете и какой авиакомпанией состоится ваш перелет. Не имеются ли долги у авиакомпании перед партнерами и поставщиками, и самое главное, уточнить наличие резервного борта?
Во всей этой цепочке, важно помнить, что до места отдыха вы добираетесь на воздушном транспорте, про который нужно обязательно подробно все узнать. Большое значение в вашем туре играет роль воздушное судно, на котором туристов планируют довезти до места отдыха. Рекомендуем обращать внимание на следующие аспекты: какой тип самолета используется для перевозки, какая авиакомпания осуществляет полет, не имеются ли долги у авиакомпании перед партнерами и работниками, но самое главное, убедиться в наличии резервного борта на случай необходимости замены воздушного транспорта.
К сожалению, проблемы туристов Гульнар-тур начались тогда, когда единственный кыргызский борт, используемый в «мокром лизинге» и летающий под флагом казахстанской авиакомпании, попал в град, самолет нужно было срочно отправлять на ремонт, тогда как в это время своих рейсов ждали сотни туристов со всех концов Казахстана. Если бы у авиакомпании в тот момент был резервный борт, многочисленные туристы смогли бы спокойно воспользоваться своим долгожданным отпуском на море, но резервного борта не было и сотни туристов остались на курортах, а тысячи так и не воспользовались своим оплаченным отпуском.
Как показала практика последних нескольких лет, коллапсы на туристическом рынке случались именно из-за использования модели «мокрого лизинга» организации чартерных рейсов. Проблема в том, что казахстанская авиакомпания фактически не является самим перевозчиком, а предоставляет только свой флаг для иностранной авиакомпании. Вся ответственность лежит на иностранном перевозчике, который в случае возникновения проблем, просто «кидает» наших граждан и улетает.
5. Внимательно присматриваться к ценам. Если стоимость тура подозрительно низкая в отличие от других аналогичных услуг, это должно Вас насторожить. Стоит помнить о том, что горящие туры бывают только максимум за неделю до вылета!
Мы надеемся, что данная информация поможет туристам спланировать свой отдых правильно. Следует отметить, что не получая достоверную информацию, важно обращаться к юристам либо в уполномоченные органы, чтобы предотвратить проблемы с повторением летнего сценария, когда туристы, заплатившие за свой отдых, были лишены своего отдыха.
подготовила Елена Ильинская